Опубликовал: Валерий Павлов 19 Октябрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов
25 лет назад, 17 сентября1992 года,во время своего второго визита в Калмыкию Его Святейшество Далай-лама ХIV посетил молельный дом в селе Джалыково Лаганского района и освятил его, дав культовому сооружению имя «Галсанг». Недавно, 30 сентября, Верховный лама республики, Почетный представитель Далай-ламыв России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче принял участие в празднике, посвященном этому юбилею, состоявшемся в Джалыково.
Кстати, досточтимый Тэло Тулку Ринпоче 25 лет назад, когда еще не был избран Шаджин-ламой Калмыкии, сопровождал Его Святейшество в поездкев Джалыково. Молельный дом в центре села был построен (вернее, переделан из бывшего магазина) за месяц до их приезда,в середине августа 1992 года.Это здание было выбрано под религиозный объект потому, что оно и находившееся рядом хранилище были построены в свое время из строительных материалов бывшего Бергутинского хурула, который был сломан в 1930-е годы (поселок Бергута располагался в 10 кмот Джалыкова).
В тот приезд Далай-лама подарил молельному дому две буддийские иконы с отпечатками своих ладоней на обороте. Здесь также хранится кресло, в котором сидел Его Святейшество.
Название “Галсанг” (по-тибетски«келсанг» — удача) хурулу даровал сам Далай-ламаXIV и лично освятил храм. Джалыковцы, впрочем, как и все лаганцы, очень гордятся этим историческим фактом.
Как вспоминал впоследствии Тэло Тулку Ринпоче, в момент посещения Джалыковского молельного дома Его Святейшество Далай-лама, увидев его оснащение, был приятно удивлен и сказал, что это первый хурул в Калмыкии, который имеет настоящие бурханы, ритуальные предметы. При этомон восклицал: «Келсанг! (Удача!) Это первый лотос!», образно сравнивая хурул со священным цветком буддистов и выражая надежду, что за первым «лотосом» у нас появятся и другие.Так и решено было назвать молельный дом – «Галсанг», переделав слово «келсанг» на калмыцкий (монгольский) лад, по созвучию с общемонгольским именем Галсан, которое, что интересно, происходит от тибетского имени Гьялценг, образованного от словосочетания «гьял ценг», то есть «стяг победы» — это один из 8 буддийских символов.
Поэтому надо правильно писать название Джалыковского хурула: именно «Галсанг», а не «Галсан», как часто встречается в наших СМИ. На вывеске храма начертано по-калмыцки: «Галсан хурл», но следует обратить внимание, что буква «н» там калмыцкая, с хвостикомна конце, и, следовательно, надо читать: «Галсанг хурл». Кстати, именно так, правильно, упоминается название хурула в брошюрке «Моё село — сегодня», выпущенной в Джалыково.
Хурул «Галсанг» действительно стал первым буддийским храмом, построенным на территории Калмыкии в постсоветское время, и с легкой руки Его Святейшества Далай-ламы, освятившего этот храм, затем в нашей республике появилось много хурулов.
После того, как Его Святейшество Далай-лама освятил Джалыковский молельный дом, преподнес ему дары и дал имя, это культовое сооружение получило статус хурула, буддийского храма, хотя формально он построенне строго по канонам.
В разное время хурул «Галсанг» посещали Государственный оракул Тибета досточтимый Тубтен Нгодруп, досточтимый Кунделинг Тацак Ринпоче и другие буддийские учителя.
30 сентября текущего года после открытия нового здания Лаганского хурула Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и четыре священнослужителя прибыли в Джалыковов сопровождении главы администрации Лаганского РМО Андрея Манджиева, министра культуры и туризма РК Хонгора Эльбикова и других лиц. Кстати, Андрей Манджиев в начале 1990-х годов, когда Далай-лама совершил два визита в Калмыкию, был директором совхоза имени Х. М. Джалыковаи депутатом Верховного Совета Калмыцкой АССР. Во многом благодаря стараниям Андрея Кекшиновича была организована поездка Его Святейшества Далай-ламыв Джалыково, сельскую глубинку.
В сентябре 1993 года благодаря усилиям Андрея Манджиева и народного писателя Калмыкии Тимофея Бембеева на постоянное хранение в Галсанг-хурул было передано 62 наименования ритуальных предметов из Калмыцкого республиканского музея имени Н. Н. Пальмова, ранее изъятых из Бергутинского хурула Лаганского района.
Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче, совершив экскурсию внутри сельского хурула, затем в своем выступлении перед собравшимися жителями Джалыкова сказал, что остался очень доволен увиденным в храме – алтарем, убранством, предметами. «От чистого сердца поздравляю вас с 25-летием старейшего хурула Калмыкии,— выразил свои чувства досточтимый Тэло Тулку Ринпоче. – Я искренне рад быть в этом месте, где когда-то был с Его Святейшеством Далай-ламой,с которымя общалсяи буквально несколько дней назад, в дни его учений в Риге.Я рад быть среди вас, сельчан, чтобы разделить ваш праздник, и хочу, чтобы вы сегодня помолились за процветание родной земли».
Глава администрации Лаганского РМО Андрей Манджиев в своем выступлении вспомнил о приездев ДжалыковоДалай-ламы ХIV, ставшем большим событием в истории села. «Вот тут Его Святейшество проходил, здесь тогда асфальта не было,— говорил Андрей Кекшинович. – А сегодня сюда приехал наш Шаджин-лама, который многое делает для развития буддизма в республике. Сегодня на открытии нового хурула в Лаганион был удостоен звания Почетного гражданина Лаганского района».
На праздничной церемонии под открытым небом также выступили министр культуры и туризма РК Хонгор Эльбиков, настоятель Лаганского хурула Лобсан Зунду, глава Джалыковского СМО Олег Аинов.
После торжественной части Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монахи Нгаванг Лодой, Шакья, Анджа-гелюнги Лобсан Зунду на крыльце хурула «Галсанг» провели молебен. Затем самодеятельные артисты села Джалыково на площадке перед хурулом представили гостям и жителям села праздничные концертные номера, доставив всем удовольствие и радость.
С правой стороны от входав хурул был установлен стенд с увеличенной фотографией, зафиксировавшей один из моментов визита Далай-ламыв Джалыково в 1992 году.На групповом снимке 25-летней давности глава Лаганского РМО Андрей Манджиев указал досточтимому Тэло Тулку Ринпоче сначала его, молодого человека, будущего Шаджин-ламу, шедшего за Его Святейшеством, а затем себя, тогда директора совхоза имени Х. М. Джалыкова, идущего рядом с Далай-ламой.Оба стали оживленно обсуждать фотографию. Андрей Кекшинович также указал на снимкена солидного мужчину, идущего рядом с ним: «Это тогдашний министр безопасности республики Михаил Манджиев». На другом конце группового динамичного фото с Далай-ламой запечатлен еще один «кагэбэшник», молодой человек в штатском. Последнего я узнал сам, поскольку запомнил его, когда он сопровождал Его Святейшество во время посещения Калмыцкого научно-исследовательского института, где я в то время работал, и мне после встречи удалось взять автограф у Далай-ламы.
Что касается бывшего руководителя Министерства безопасности РК (ныне УФСБ РФ по РК), генерал-лейтенанта Михаила Бадма-Горяевича Манджиева, то досточтимый Тэло Тулку Ринпоче с улыбкой сказал Андрею Кекшиновичу, что встречался с ним несколько дней назад в Риге, где заслуженный ветеран органов госбезопасности был на ученияхДалай-ламы как паломник и большой почитатель Его Святейшества.
***
Приведем некоторые сведения из истории местных хурулов, почерпнутые из брошюры «Моё село — сегодня», подготовленной Джалыковской СОШ имени Т. О. Бембеева.
«По сведениям астраханского этнографа Иродиона Житецкого, в приморской части Калмыцкой степи широкой известностью пользовался хурул большого по числу кибиток Ики-Багутова рода. Он имел скотоводческое хозяйство, состоявшее в середине 1880-х годов из 70 верблюдов, более 300 лошадей,100 коров и 3000 овец.
Для приготовления джомбы хурул располагал самым большим котлом в степи – объемом в 25 ведер.Он заправлялся несколькими ведрами молока, пятью фунтами масла и чаемиз полутора «досок». Потребность в столь обильном чаепитии у багутовцев была вызвана тем, что их приход позволял себе ежегодно содержать до четырех кибиток «призревания», в которых проживали бедные и старики.
Отличался багутовский монастырь и тем, что его «начальство» разрешало вблизи прихода селиться торговцам, которые обслуживали округу этого святого места. Хурул занимался миссионерской деятельностью за пределами своих владений.
К 1920-м годам бугор Бюргута вырос в небольшой поселок Бергута. С хуруломон тогда еще не расстался.Был с ним и в 1930-е годы, хотя службы там уже не проводились.
С 1936 по1938 год гелюнги хурула поселка Бергута, как и духовенство других хурулов приморья Калмыкии, подверглось репрессиям. Они оказались тогда либо за пределами своей степи, либо вынуждены были проводить службу на нелегальном положении.
На карте начала 1940-х годов поселок Бергута встречается, затем исчезает. В 1960-е годы на месте хурула поставили цацу (часовню). Дважды пытались ее убрать.Она находится в 10 километрахот села Джалыково.
17 августа 1991 годана имя директора совхоза имени Х. М. Джалыкова, депутата Верховного Совета Калмыцкой АССР А. К. Манджиеваи председателя исполкома Джалыковского сельского совета народных депутатов Н. П. Мангаева поступило письменное заявление от группы граждан сел Джалыково и Буранноео выделении помещения для молельного дома.
В конце 1991 года администрацией совхоза имени Х. М. Джалыкова было принято решение выделить для молельного дома здание бывшего магазина, находившегося в центре села.
Предварительно было намечено капитально отремонтировать это здание, благоустроить прилегающую территорию. В апреле1992 года стройотдел совхоза имени Джалыкова во главес прорабомА. Г. Катаевым начали капитальный ремонт здания.
15 августа 1992 года строительство молебного дома было завершено. 17 августа имущество бывшего Ик-Багутовского хурула, находившееся на хранении у Н. Н. Болдыревой, было перевезено в Джалыковский молельный дом из города Каспийского (ныне Лагань). Почетное право зажечь первый зул в Джалыковском молельном доме по поручению старейшин сел Джалыково и Буранное было предоставлено директору совхоза имени Х. М. Джалыкова А. К. Манджиеву..
Со дня открытия хурула Галсанг руководство деятельностью хурула осуществлял Хурульный совет, в состав которого входили А. П. Басангов,Н. К. Болдырев,Ц. Т. Табунов,Е. С. Васильева,И. Д. Убушаев,А. Т. Ходжгуров,Э-Г. Н. Эрдниев,И. А. Басангов,М. Б. Бембеев,Н. Х. Сарангов,Т. Н. Горяев,С. Э. Очир-Горяев».
В заключением добавим, что Джалыково — административный центр Джалыковского сельского муниципального образования (в него также входит село Буранное), расположенный на берегах Михайловского ерика в 31 километрахк северуот Лагани.На территории СМО проживает около 1200 человек (большинство в Джалыково).
Напомним, что в августе текущего года в селе Джалыково состоялся большой праздник — первый республиканский фестиваль лотоса.
Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»