Опубликовал: Валерий Павлов 15 Декабрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов
8 декабря в Улан-Баторе состоялась международная конференция ”Прошлое, настоящее и будущее институции Его Святейшества Богдо Джебцзундамба-хутухты в монгольском буддизме”. Организаторами были центр монгольских буддистов – монастырь Гандантэгченлин, Институт международных отношений АН Монголии и фонд ”Три поворота Колеса Дхармы”. Заседания происходили в зале Буддийского университета при монастыре Гандантэгченлин.
В Монголии с давних времен особым почитанием пользуется линия перерождений Богдо-гэгэна Джебцзундамба-хутухты – духовного лидера буддистов этой страны. В 1911 году Богдо-гэгэнVIII был интронизован как Богдо-хан – последний великий хан монголов. В период социализма в МНР поиски его нового перерождения были запрещены. Однако Богдо-гэгэнIX был выявлен согласно буддийской канонической процедуре. Незадолго до своей смерти он получил монгольское гражданство, был официально объявлен духовным главой буддистов Монголии и проживалв Улан-Баторе. Таким образом, преемственность его линии не была утрачена.
В конференции приняли участие около 40 человекиз Монголии, России, Германии, США, в том числе представители посольств России и Индии.На двух сессиях было сделано 10 докладов. После каждой сессии проходило оживленное обсуждение. Открывая конференцию, хамбо-лама монастыря Гандантэгченлин Д. Чойжамц рассказал о роли перерождений (тулку) Джебцзундамбы в истории Монголии. В частности,он указал, что, хотя в период маньчжурского господства эти тулку были тибетцами, они работали на благо Монголии, а Богдо-гэгэнVIII был ключевой фигурой в провозглашенииее независимости. Затем с приветственным словом выступил настоятель Манба-дацанаД. Нацагдорж.Он рассказал,в частности,о роли линии перерождений Джебцзундамбы в распространении тантры в Монголии. Директор Буддийского университета да-ламаД. Бямбажав отметил, что данная конференция приурочена к 106-й годовщине провозглашения независимости Монголии (1911 г.), отметил роль Богдо-гэгэнаVIII в том событии.
Габджу Ш. Сонинбаяриз Центра исследований буддизма при монастыре Гандантэгченлин сделал доклад о Богдо-гэгэнеI –”Ундур-гэгэн Дзанабазар, глава монгольского буддизма: основатель Их-хурэ, создатель шрифта соёмбо, миротворец”. Немецкий монголовед У. Баркман посвятил свой доклад историческим условиям основания и развития статуса Джебцзундамбы как высшей институции в буддизмехалха-монголов.О. Батсайханиз Института международных отношений АН Монголии сделал доклад ”Период Джебцзундамба-хутухты VIII как кульминация институции Джебцзундамбы в монгольском буддизме”.
Бывший заместитель настоятеля монастыря Гандантэгченлингабджу Ё. Амгалан сделал доклад ”Завещание и учения Джебцзундамба-хутухты IX, главы монгольского буддизма”. С. Л. Кузьмин (Институт востоковедения РАН) и Ж. Оюунчимэг сделали доклад ”О достоверности выявлений перерождений Джебцзундамба-хутухты”. Л. Шастрииз Университета префектуры Сига в Японии обсудил четырехмесячное пребывание Богдо-гэгэнаIX в Монголиив начале1990-х годов.
После докладов состоялась общая дискуссия, в которой приняли участие все желающие. В частности,на дискуссии выступили представители правительства Монголии, отмечавшие важность конструктивного взаимодействия представителей духовенства с государственными структурами. Обмен мнениями был столь интересным, что затянулся до позднего вечера.
В целом, конференция была организована на высоком уровне. Для участникови слушателей были подготовлены распечатки докладов на монгольскоми английском языках, доклады сопровождались синхронным переводом с монгольскогона английский или наоборот. Конференция показала не только общественный запрос на возрождение буддийских традиций монголов, но и важность взаимодействия религии и науки.
Ж. Оюунчимэг
Фотографии С. Гансуха (монастырь Гандандэгченлин) и С. Л. Кузьмина (Институт востоковедения РАН)