Опубликовал: Валерий Павлов 16 Январь 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Бодхгая, штат Бихар, Индия, 13 января – Сегодня утром по земле снова стелился студеный зимний туман, когда Его Святейшество Далай-лама выехал из Ганден Пхелгьелинга и совершил короткое путешествие к ступе Махабодхи. Поклонившись ваджрасане и дереву бодхи, он совершил обход вокруг ступы, махая рукой наводнившим сад людям, вошел в храми возжег светильник у обновленной статуи Будды.
Совершив обхождение храма, продолжая приветствовать по пути людей, Его Святейшество сел на свой трон лицом к дереву бодхи. Вторя мастеру монастырского песнопения, Его Святейшество вознес молитвы, приуроченные к пятнадцатой годовщине со дня смерти кхенпо Джигме Пхунцока, прославленного ламы школы ньингма, который был сердцем процветающего буддийского сообщества в Ларунг Гаре в Тибете.
Через четверть часа Его Святейшество вернулся в тибетский храм, где принял участие во встрече настоятелей и учителей школы гелуг. Шарце Кхенсур Джангчуб Чоден приветствовал Его Святейшество, Гандена Трипу и других известных гостей и попросил держателя трона Ганден открыть собрание. Три Ринпоче провозгласил, что в эту благоприятную пору, когда Его Святейшество дарует учения и посвящения, а в Бодхгае празднуют Монлам школы гелуг, самое время поговорить об улучшении образования в монастырях-университетах школы гелуг. Он от всего сердца поблагодарил Его Святейшество за ученияи советыи завершил речь молитвами о долголетииДалай-ламы.
«Суть учений Будды в обуздании ума, но не с опоройна слепую веру, а с помощью обоснования и логики, – произнес Его Святейшество. – Тем не менее, тибетцы в Тибетев большинстве своем не уделяли этому должного внимания. Обучение считалось делом монахов. После того, как мы ушлив изгнание в 1959 году,мы заново учредили свои центры обучения. Но лишь после моей первой поездки в Европу в 1973 году я по-настоящему осознал, что не толькомы можем учиться у других, но и они очень многое могут почерпнуть из наших знаний.
Мы читали о небуддийских воззрениях в классических индийских произведениях. Сегодня, когда у нас есть такая возможность, нам следует просить учеников небуддийских школ поделиться с нами своими знаниями. На протяжении веков мы бережно хранили наши традиции, но не слишком продвинулись в их углублении.В каждом монастырском колледже изучают собственный набор текстов, а не труды Чже Ринпоче или других великих индийских учителей. Мы должны расширить границы нашего образования. Было бы прекрасно, если, скажем, последователи школы гелуг интересовались бы взглядами учеников ньингмы, а последниеизучали бы идеи гелуг. Нашим традициям нужно новое дыхание. Если сегоднямы удовольствуемся малым, завтра мы об этом пожалеем. Необходимо верно оценить ситуацию и увидеть, как одолеть трудности и недостатки настоящего момента».
Отвечая геше, который посетовал, что учился более 20 лет,но ему кажется, так и не достиг внутреннего преобразования, которого желал, Его Святейшество согласился, что кроме знаний, людям крайне необходимы реальные переживания и опыт.
Другой учитель упомянул о трудностях,с которыми сталкиваются в Монголии, традиционном оплоте школы гелуг. Последователи Долгьяла пытаются уверить, будто они истинные держатели «линии нашептывания» гелуг, что порождает смятение в умах людей. Кроме того, христианские миссионеры строят школы и больницыс мыслью обратить местных жителей в свою веру. Его Святейшество заметил, что не одобряет подобного поведения, поэтому сам старается не пропагандировать буддийские учения в исконно иудео-христианских странах.
В завершение Его Святейшество сказал, что хотя традиция усердного обучения была восстановлена в монастырях-университетахв изгнании, она, как кажется, не увлекает умы школьников, устремления и амбиции которых направлены в сторону запада. «Вот об этом, – заметил Далай-лама, – нам и стоит поразмышлять».