Опубликовал: Валерий Павлов 13 Март 2018. Опубликовано в Новости сайтов
13 марта 2012 года на 75 году ушел из жизни старейший монах Калмыкии геше Тензин Дугда. Только по прошествии лет понимаешь, какое значение Геше-ла (так ласково и уважительно обращались к немув калмыцких семьях) имел в нашей жизни.
Когда геше Дугда умер, не только Калмыкия, но и буддийские общины всего Юга России провожали его в последний путь. Все переживали горе от потери геше Дугды. Средства массовой информации сообщали, что в Калмыкии будет возведена ступа Просветления в памятьо нем.Люди делились воспоминаниями, сочиняли стихи, посвященные геше-лхарамбе Тензину Дугде. В Центральном хуруле проводились ритуалы в памятьо старейшем монахе республики. Все то, что в Калмыкии намечали, чтобы увековечить память Драгоценного наставника и Учителя буддистов, было исполнено. Ступа Просветления была построена, оформлена выставка и выпущен документальный фильм под названием «Путь Бодхисаттвы».
Память о Геше-ла живет и будет жить в каждой калмыцкой семье. Геше Тензин Дугда был в республике первым тибетским ламой, кто посвятил свою жизнь возрождению и развитию буддизма в Калмыкии,в Ростовской, Краснодарской областях и других близлежащих регионах. Его опыт, глубокие знания буддийского учения, молебны, индивидуальные приемы, ритуалы служили нравственным ориентиром для всех, кто избрал для себя нелегкий путь поиска смысла духовной жизни.
А ведь мы тогда,в большинстве своем, практически ничего не зналио буддизме.Но необычайная сильная энергетика, исходившая от геше Дугды, весь его облик, стремление помочь каждому, кто к нему обратится, влекли нас к нему.
Он был для всех нас, живым воплощением Будды Шакьямуни. И мы, сколько нас есть, на нашей калмыцкой и близлежащей земле, денно и нощно шли, ехали к немусо своей болью. Геше-ла никогда никому не отказывал. Оттого, наверное, его сердце физически не выдерживало нагрузки. Он болел, попадал не разв реанимацию.Но мы находили его и тамсо своими проблемами. Помню, меня сильно удивила одна женщина, которая пришла в республиканскую больницу, где в блоке интенсивной терапии лежал Геше-ла.Она пыталась прорваться в палатук Ламе,с просьбой, чтобы он дал имя ее новорожденному внуку. «Я хочу, чтобы Геше-ла благословил и дал внуку имя, тогда с ним,я уверена, будет все хорошо»,- слезно повторяла женщина. Узнав в чем дело, геше Дугда выполнил просьбу женщины.
Это теперь понимаешь, что он был один такой у нас, выдающийся наставник, Драгоценный Учитель, который беспредельно радовался, что живет в Калмыкии, он и говорил дорогие для нас слова « … в душея калмык», что готов был отдать всего себя новой родине.
А мы тоже его любили, уважали и чтили.Это была чистая и светлая взаимная любовь. Помню, для нас было честью прийти и помочьв строительстве дома для Геше-ла. Бизнесмены привозили строительные материалы, кто-то покупал на свои деньги утварь и ещечто-то. Другие сажали цветы, деревья.
Теперь я понимаю,Геше-ла, как настоящий монах, был очень скромен в быту.Ему ничегоне нужно было, кроме духовной жизни. Все, что мы делали для него, нужно было прежде всего нам. Возле геше Дугды мы – и стар,и млад, стали другими. Он зародилв нас стремление быть лучше и чище, наши помыслы стали выходить за пределы материальных благ. Мы стали проявлять сострадание друг к другу, читать книги, ходить на лекции по буддизму. А то ведь стыдно, что мы не знали ничего о Зеленой Таре, статуэтку которой подарил нам Геше-ла. Сейчас это самое дорогое, что у нас есть в доме.Ведь статуэтку подарил выдающийся и широко известный тибетский лама, привезя ее, запечатанную с молитвами,из знаменитого монастыря Дрепунг Гоманг. Тогда он был для всех нас просто Геше-ла.
Геше-ла любил сидеть на улице теплым весенним или летним вечером, смотреть на цветущие растения, на собачку, которая всегда бегала рядом. Говорил в такие минуты крайне редко. В этом молчаливом созерцании тишины и покоя, уединении с природой он, видимо, черпал свои физические и духовные силы.
Они были ему нужны для чтения молитв, проведения ритуалов, лекций по буддизму, общения со всеми, кто к нему приходил. И скажу честно, сейчас не встретишь ламу, кто бына индивидуальном приеме читал бы тебе молитву или проводил специальный ритуал по устранению препятствий в полном объеме, то есть по часу или два. А геше Дугда, будучи пожилым и нездоровым человеком, все делал как полагается по буддийским традициям.
13 марта 2018 года исполняется шесть лет, как ушел из жизни наш дорогой духовный Учитель и буддийский наставник – геше-лхарамба Тензин Дугда. С ниммы все стали лучше и чище, зерна Учения Будды, которые он посеялв наших сердцах, давно уже проросли стремлением укреплять свою веру в буддизми развиваться духовно, несмотря на все препятствия в нашей жизни.
В жизни это был очень суровый на вид человек, скромный, мало говоривший о себе.В мае2017 годамы узналиот ламы Сопы Ринпоче, что геше Дугда с 1960 года был его другом. Высокий лама во время пребывания в Элисте изъявил желание побыть в доме своего друга геше Дугды и очень жалел, что не застал его в живых. Можно представить, какие у него были чувства, чтобы провести ночь в доме геше Дугды, которого уже не было. Оказывается, что геше Дугда знал также другого великого ламу, нашего соотечественника геше Нгаванга Вангьяла. Очень тесные связи с калмыцкой землей были у нашего Геше –ла, память о котором всегда будет в наших сердцах.
Фотография с Учителем. Тогда я ещене знала, что вижу его в последний раз. Может быть, мне удалось бы сказать ему что-то очень важное, а не просто: «Геше –ла, можно сфотографироваться с Вами».Он посмотрелна меня долгим взглядом мудрых глаз и сказал: «Можно». Он все про себя уже знал. Он прощалсяс нами,со всеми и с каждымв отдельности. Сфотографировались мы возле Центрального хурула, это был его настоящий Дом, куда мы приходим каждый раз. Мы приходимв хурул,а Геше-ла там нас ждет…