Новости буддизмаНовости сайтов12 мая в Центральном хуруле в рамках Международного фольклорно-этнографического фестиваля «Ойрад Тумэн» состоится церемония подношения цветов Трём Драгоценностям
Опубликовал: Валерий Павлов 16 Март 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия – 13 марта утром по пути из своей резиденции в Цуглакханге Его Святейшество Далай-лама по своему обыкновению непрерывно останавливался, чтобы побеседовать с собравшимися здесь людьми.
В храме он первым делом поклонился статуе Будды, а затем повернулся и поприветствовал участников конференции института «Ум и жизнь», спросив, хорошо ли они выспались, и поделившись, что сам он проспал девять часов. Среди тех, кого Его Святейшество поприветствовал лично, был врач из клиники Майо, который наблюдает Далай-ламу.
Ведущий нынешней сессии Энтони Филлипс поприветствовал Его Святейшество и поблагодарилза подаренное им время. Он объяснил, что сегодня утром три докладчика расскажут о том, как разработанные по совету Его Святейшества программы обучения сердца на практике преобразуют современное образование.
Первой выступила Кимберли Шонерт-Рейчл, которая начинала свою карьеру как учитель, а позже погрузилась в научную деятельность, и сегодня за ее плечами 30-летний опыт работы с программами cоциально-эмоционального обучения (SEL) и объединенного академического, социального и эмоционального обучения (CASEL). Дети, подготовленные по этим программам, проявляют больше доброты и лучше успевают академически, а также меньше подвержены агрессии и эмоциональному неблагополучию. Более того, программы социально-эмоционального обучения становятся все более популярными в мире и в 2017 году были введены в образовательные учреждения в половине штатов США. Сегодня по ним занимается около полутора миллионов учителей и 25 миллионов учеников. В результате сегодня детям преподают не только чтение и математику, но и способы управления своими эмоциями.
Программы социально-эмоционального обучения с их базовыми навыками стали неотъемлемой частью образования в канадской провинции Британская Колумбия. Кимберли Шонерт-Рейчл рассказала также о программе «MindUP», разработанной в рамках социально-эмоционального обучения для детей от детского сада до восьмого класса школы, в которой они исследуют функции мозга и учатся проявлять благодарность. Отслеживание прогресса учеников показывает, что улучшается их вниманиеи снижается стресс. Склонность к депрессиям падает, а склонностьк доброте возрастает. Дети охотно делятся, на них можно положиться, и онис радостью помогают другим. Эти данные включены в научное обоснование программы, объясняющее, что происходит и почему.
Назвав Его Святейшество движущей силой перемен к добрув Британской Колумбии, Кимберли Шонерт-Рейчл поблагодарила слушателей.
Вслед за ней Софи Лангри и Тара Уилки сделали доклад о том, как пять центральных навыков – самоосознанность, самоконтроль, социальная осведомленность, умение общаться и ответственное принятие решений – включены в три домена «Я», «Ты» и «Мы». В рамках домена «Я» объясняется, что эмоции обладают различным уровнем энергии. Гнев и возбуждение, например, высоко энергетичны, и пятилетние дети легко распознают и дают названия 15 чувствам, связанным с этими эмоциями. Они также начинают понимать, как важны для них соответствующие общечеловеческие ценности, благодаря которым можно обуздывать свои эмоции. Таким образом, даже совсем еще малышей можно обучать азам эмоциональной грамоты.
В рамках домена «Ты» дети изучают способы разрешения конфликтов, но с опорой не на эмоции, а на общечеловеческие ценности. Один из шести компонентов в домене «Мы» – понимание взаимозависимости. В этом контексте детей обучают важности доброты к себеи другим.Они практикуют эти навыки, вместе работая над различными заданиями.
В качестве иллюстрации Тара Уилки рассказала о маленькой девочке, которая в спешке пыталась закончить свою работу, вышла из себяи начала ругаться. Учительница решила, что девочка адресовалась к ней,и отправила ее в кабинет директора, но и там она не успокоилась. Когда ей показали таблицу эмоций, девочка рассказала, что ее обуревают гнев и грусть, потому что она испортила тетрадь, торопясь доделать задание, и ее грубые слова были адресованы не учительнице, а ей самой. Директор спросила девочку, что ей сейчас нужно, и та ответила, что ей нужна доброта. Тогда директор ласково обняла девочку, та успокоилась, и таким образом этот конфликт разрешился.
Показали короткий документальный фильм о детях, занимающихся по программе домена «Я», и стало ясно, что они не просто учатся, а учатсяс большим удовольствием.
По мнению ведущего, совершенно очевидно, что программы социально-эмоционального обучения становятся неотъемлемой частью школьной системы, включающей учеников, учителей и родителей.Он добавил, что обучение нужно не только сердцу, но и всей системе образования.
«Меня правда восхищает, как успешно вы действуете, – ответил Его Святейшество, – и наблюдаете, как меняются дети благодаря этим программам. Я думаю, всем семи миллиардам людей Земли нужно взращивать ощущение общего “мы”. И мне бы очень хотелось, чтобы международные организации, такие как ЮНЕСКО, участвовали в подобных начинаниях. Точно так же, как в СШАи Европе, эти программы необходимы на Ближнем Востоке, в Африкеи других уголках нашей планеты. Мы должны поделиться нашим опытом со странами, охваченными конфликтами.
Шантидева весьма лаконично говорил: “Если ты не заботишьсяо благополучии других, забудь о достижении состояния сознания Будды; даже в этой жизни тебе не видать счастья”. В нашей повседневной жизни без душевной теплоты никогда не обрести счастья».
Кимберли Шонерт-Рейчл заметила, что Организация экономического сотрудничества и развития подготовила программу «Образование 2030», цель которой – помочь странам ответить на вопрос, какие знания, навыки, отношение и ценности нужны сегодняшним студентам, чтобы добиться успеха и менятьк лучшему свою жизнь. Ричард Дэвидсон, который сам сотрудничает с ЮНЕСКО, представил своих коллег из Дели.
«Конфликт между Израилем и Палестиной сказывается на всем Ближнем Востоке, – добавил Его Святейшество. – Большинство израильтян получили прекрасное образование. Однажды, во время визита в Израилья стал гостем группы израильтян, поэтому сначала узнал о ситуации с их точки зрения, однако через несколько дней, встретившись с палестинцами, услышал и их версию происходящего, которая в корне отличалась. Позже я также встречался с группой израильтян и палестинцев, которые сообща трудятся ради примирения; только так и можно установить мир в этом регионе. Неважно, насколько велико влияние Израиля, людям предстоит жить бок о бок, им придется сосуществовать рядом, поэтому лучше делать это в ладуи гармонии.
Когда я ездилв Иерусалим,я заметил, что израильские земли были зелены и хорошо обработаны, а палестинские иссушены. Похоже, израильтяне умеют очень эффективно использовать воду. Насколько лучше было бы всем, если бы они поделились своим мастерством.
Быть может, институт “Ум и жизнь” может там как-то помочь. Это принесло бы большое благо всему Ближнему Востоку».
Тара Уилки заметила, что программы социально-эмоционального обучения начали вводиться и на Ближнем Востоке с прекрасными результатами. Аарон Стерн сказал, что слова Его Святейшества звучат чудесно, но что делать с образованиемв Центральной Америке.
Его Святейшество ответил: «Я часто повторяю, что существующая система образования чересчур материалистична и вращаетсяв основном вокруг удовольствий, которые мы получаемс помощью органов чувств, тогда как сострадание задействует ум. Вот почему нужно продвигать лучшее понимание устройства ума».
Сессию прервали на чаепитие, после которого Дженнифер Нокс из университета «Эмори» рассказала о своей работе с программами социально-эмоционального обучения, в том числе о преподавании нравственности старшим школьникам и студентам.Она говорила как учитель, художница и матьо взращивании базовых навыков в свете трех компонентов – осознанности, сострадания и вовлечения – и трех измерений. Она упомянула, что к развитию обычных навыков добавили еще один – осознание взаимозависимости. Показали короткое видео, в котором ученики рассказывают, как они справляются со своими эмоциями. Госпожа Нокс подчеркнула, как для ребят важно понимать, что у них есть выбор. По ее мнению, нам необходим подход, который применяется в культуре сострадания.
Его Святейшество подхватил эту тему, заметив, что, когда мы говоримо сострадании, важно помнить о состраданиик самим себе. Сострадание не означает самопожертвование. По его наблюдениям, есть глупый эгоизм и мудрый эгоизм. Поскольку мы общественные животные, которые зависят друг от друга, мудро проявлять друг к другу любовь и сострадание.Его Святейшество рассказал о своем друге Ричарде Муре, который в десятилетнем возрасте потерял зрение – во время конфликта в Северной Ирландии в него попала резиновая пуля. Придя в сознание после выстрела и поняв, что ослеп, мальчик не разозлился,а лишь пожалел, что никогда больше не увидит лица своей матери. Позже Мур встретился с солдатом, который в него выстрелил. Они подружилисьи сейчас вместе помогают детям в конфликтных зонах. Его Святейшество называет Ричарда Мура своим героем, ведь столкнувшись с личным горем, тот проявил сострадание к другим.
Когда утренние доклады отзвучали, Туптен Джинпа попросил Его Святейшество посоветовать, что еще можно сделать в этом направлении. Его Святейшество ответил, что ему нечего добавить, кроме того, как глубоко он признателенза разработку программ, о которых сегодня рассказывали. Он очень надеется, что они будут развиваться и успешно внедряться и дальше.
По завершении сессии Его Святейшество медленно прошествовал во двор храма, где его ожидала машина, на которойон отправился домой. На следующий день Его Святейшество снова принял участие в утреннем заседании.
Подписи к снимкам:
1. Его СвятейшествоДалай-лама прибывает в главный тибетский храм в начале второго дня XXXIII конференции института «Ум и жизнь»на тему «Новый взгляд на процветание человечества».
2. Ведущий сессии Энтони Филлипс представляет собравшимся Кимберли Шонерт-Рейчлв начале второго дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь».
3. Софи Лангрии Тара Уилки выступают с докладомво время второго дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь».
4. Участники конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь» смотрят документальный фильм в качестве иллюстрации к докладуТары Уилки.
5. Его СвятейшествоДалай-лама комментирует доклады во время второго дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь».
6. Его СвятейшествоДалай-лама комментирует доклады во время второго дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь».
7. Дженнифер Нокс из университета «Эмори» рассказывает о своей работе с программами социально-эмоционального обучения и преподавания нравственности в ходе второго дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь».
8. Его СвятейшествоДалай-лама обращается к собравшимсяв конце утренней сессии второго дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь».