Опубликовал: Валерий Павлов 26 Апрель 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Нью-Дели, Индия – Утром 22 апреляна встречес группой людей, интересующихся светской этикой, Его Святейшество Далай-лама сказал: «Наша конечная цель – помочь семи миллиардам жителей нашей планеты измениться, научить их обуздывать свои эмоции, чтобы каждый обрел внутренние покой и мир. Упор, который мы делаемна материальном развитии и накоплении все более мощных видов оружия, порождает лишь страх.
Древние индийские традиции однонаправленного сосредоточения (шаматхи) и прозренияв суть вещей (випашьяны) включают методы преобразования человеческих эмоций, которые крайне актуальны в нынешние времена, когда мир проходит через эмоциональный кризис.
Детям нет дела до различийв национальности, вероисповедании или расе. Пока их товарищи по играм улыбаются, они все счастливо играют вместе. Кажется, только становясь старше и образованнее,мы учимся сосредотачиваться на второстепенных различиях между людьми, что нередко ведет к беде.Это присуще людям во всех уголках нашей планеты, посмотрите на сектантов среди тибетских буддистов, которые забывают не толькоо единстве человечества, но и о единстве всех последователей Будды.
Образование, которое сегодня устремлено к материальным задачам, должно уделять больше внимания нашему внутреннему миру – сознанию. Вот почемуя принялна себя обязательство способствовать возрождению древних индийских знаний здесь и сейчас. Однако делать это нужно светским путем, подобно тому, как множество людей учатся практикам йоги вне ее духовного контекста. Тем не менее, хотя взращивание однонаправленного сосредоточения и прозренияв суть вещей усиливают способности сознания, если мы, кроме этого, будем развивать альтруизм, плодотворность нашей практики возрастет во сто крат».
По завершении встречи Его Святейшество отправился на машинев мемориальный музей и библиотеку Неру на территории дома Тин Мурти, бывшего некогда резиденцией первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру. Там Его Святейшество встречали Шакти Синха, директор библиотеки, и Вирендра Гупта, представитель организации «Антар Раштрия Сахаег Паришад», которая выступила учредителем сегодняшней встречи. В зале Его Святейшество поприветствовал заслуженный журналист и фотограф Виджай Кранти, представив Далай-ламу около 300 собравшимся.В своем коротком вступительном слове Шакти Синха заметил, что тибетцы сохранили в целостии сохранности традиции, восходящие к монастырям-университетам Таксила, Наланда, Одантапури и другим,и самая суть этих учений в том, что сострадание развивается практикой.
«Братья и сестры,я бесконечно рад, что мне выпал случай поделиться с вами моими мыслями. Спасибо вам за приглашение, – этими словами Его Святейшество начал свою беседу о роли культуры и нравственностив продвижении мира и гармонии. – На развитие культуры влияет образ жизни людей, который зачастую определяется климатическими условиями. Среди великих цивилизаций прошлого, таких как Египет и Китай, Индия, пожалуй, стала родиной наибольшего числа великих мыслителей и духовных практикующих. Я последователь традиции Наланда и знаю, что буддийские наставники, такие как Нагарджуна, Чандракирти, Буддапалита и Бхававивека были блестящими мыслителями и философами,а Дигнагаи Дхармакирти — выдающимися логиками.
В 8-м столетии тибетский царь пригласил в Тибет Шантаракшиту, лучшего в те времена ученого-философа Наланды. Шантаракшита и его главный ученик Камалашила учредили в Стране снегов буддизм традиции Наланды, с ее упоромна логикеи обосновании.
Индийский физик-ядерщик Раджа Рамана сказал мне однажды, что идеи квантовой физики кажутся новыми на западе, однако они во многом перекликаются с концепциями, которые мы находимв трудах Нагарджуны. Будда полагался на логику, поэтому я считаю его не только духовным наставником, но и великим мыслителем, и даже ученым.
Кроме учений о реальности, Будда делал упор на важности доброты и сострадания, объясняя, что ими можно охватить всех живых существ. Его учение остается крайне актуальным и сегодня.Еще до рождения Будды богатая индийская культура подарила миру практики однонаправленного сосредоточения и прозренияв суть вещей, которые великий учитель взращивал на протяжении шести лет аскетического уединения».
Его Святейшество выразил восхищение индийской традицией межрелигиозной гармонии, благодаря которой в этой стране мирно бок о бок сосуществуют все основные вероисповедания мира. Он также отдал должное стародавней индийской традиции ненасилия, ахимсы, опирающейся на сострадательную мотивацию, каруну. Индийский светский подход подразумевает равное уважение ко всем религиозным традициям, а такжеко взглядам неверующих и берет истоки в фундаментальных ценностях – ахимсе и каруне.
«В отличие от ненасилия, само понятие войны себя изжило. В эру демократии необходимо уважение к правам каждого. Мир принадлежит семи миллиардам его жителей. В прошлом сообщества и народы могли благополучно жить в изоляции,но сегоднямы все зависим друг от друга. Столкнувшись с такими проблемами, как изменения климата, мы обязаны объединять усилия. Мир стал другим. Меньше снега на вершинах Гималаев. Даже в Дхарамсале, где раньше бывали очень сильные снегопады, сегодня едва выпадает несколько снежинок. Следствием станет жестокая нехватка воды.
Эти проблемы отразятся и на Африке, где уже пролегает гигантская пропасть между бедными и богатыми. Неравенство, которое мы наблюдаемв так называемом социалистическом Китае, свидетельствует о полном отсутствии заботы о благополучии других. Решить эти проблемы можно, лишь признав единство всего человечества. Мы общественные животные, и заботао других – лучший способ обеспечить собственные интересы. Альтруизм помогает находить друзей и способствует физическому здоровью. Если мы честныи правдивы, другие будут нам доверять и наградят настоящей дружбой.
Нашему миру нужны ахимса, каруна и секуляризм,но молитвами делу не поможешь. Необходимо действовать. В современное образование, вращающееся только вокруг материальных целей, необходимо внедрять ненасилие и сострадание,а также более обширное понимание устройства сознания и эмоций. Точно так же, как мы обучаемся правилам физической гигиены, важно взращивать гигиену эмоций, которая обеспечит здоровье тела и ума.Я верю, что только в Индии возможно сочетание древних знаний об устройстве сознания и эмоцийи современного материалистического образования».
Отвечая на вопросыиз зала, Его Святейшество подчеркнул, что основная задача материалистического подхода к жизни – получение весьма недолговечных удовольствий, связанных с органами чувств, в ущерб развитию покоя ума.
Его Святейшество еще раз выразил сочувствие положению мусульман-рохинья в Бирмеи призвал бирманских буддистов представлять лик Будды, когда их охватывает гнев.
На вопрос о гендерном неравенстве Его Святейшество ответил, что во времена, когда нам так нужны любовь и сострадание, нет никаких сомнений, что женщины должны занимать все больше лидерских позиций. Первым учителем доброты и сострадания Его Святейшества стала его мать, и он заметил, что почти для каждого из нас первым человеком, окружившим нас любовью и нежностью, тоже была мать. Его Святейшество добавил, что в нашем взаимозависимом мире применение грубой силы стало неэффективным и безнадежно устарело, поэтому мы обязаны построить в 21-м веке эру диалога.
Его Святейшество рассказал об ужасе, который испытали все участники встречи Нобелевских лауреатов мира в Риме, когда им рассказали о последствиях применения ядерного оружия. Предсказываемые результаты были настолько чудовищны, что он предложил тогда разработать схему избавления мира от этого страшного оружия и строго требовать ее соблюдения странами-участницами. Все согласились, но в итоге так ничего и не предприняли.Его Святейшество повторил, что нашей цели, построения более мирного мира, не добиться посредством войны – это можно сделать только с опоройна ненасилие.
Генеральный секретарь организации «Антар Раштрия Сахаег Паришад» произнес слова благодарности, после чего Его Святейшество спустился со сцены, приветствуя сторонников, которые искали с ним личного общения. На улице Его Святейшество ждала группа тибетцев, желавших его проводить. Стоя в ярких лучах полуденного солнца, Его Святейшество сказал им несколько слов и вернулсяв свой отель.