Печать

В Дели Его Святейшество Далай-лама посетил мемориальный музей и библиотеку Неру

Опубликовал: Валерий Павлов 26 Апрель 2018. Опубликовано в Новости сайтов

Нью-Дели, Индия – Утром 22 апреля на встрече с группой людей, интересующихся светской этикой, Его Святейшество Далай-лама сказал: «Наша конечная цель – помочь семи миллиардам жителей нашей планеты измениться, научить их обуздывать свои эмоции, чтобы каждый обрел внутренние покой и мир. Упор, который мы делаем на материальном развитии и накоплении все более мощных видов оружия, порождает лишь страх.

  title=Древние индийские традиции однонаправленного сосредоточения (шаматхи) и прозрения в суть вещей (випашьяны) включают методы преобразования человеческих эмоций, которые крайне актуальны в нынешние времена, когда мир проходит через эмоциональный кризис.

Детям нет дела до различий в национальности, вероисповедании или расе. Пока их товарищи по играм улыбаются, они все счастливо играют вместе. Кажется, только становясь старше и образованнее, мы учимся сосредотачиваться на второстепенных различиях между людьми, что нередко ведет к беде. Это присуще людям во всех уголках нашей планеты, посмотрите на сектантов среди тибетских буддистов, которые забывают не только о единстве человечества, но и о единстве всех последователей Будды.

Образование, которое сегодня устремлено к материальным задачам, должно уделять больше внимания нашему внутреннему миру – сознанию. Вот почему я принял на себя обязательство способствовать возрождению древних индийских знаний здесь и сейчас. Однако делать это нужно светским путем, подобно тому, как множество людей учатся практикам йоги вне ее духовного контекста. Тем не менее, хотя взращивание однонаправленного сосредоточения и прозрения в суть вещей усиливают способности сознания, если мы, кроме этого, будем развивать альтруизм, плодотворность нашей практики возрастет во сто крат».

По завершении встречи Его Святейшество отправился на машине в мемориальный музей и библиотеку Неру на территории дома Тин Мурти, бывшего некогда резиденцией первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру. Там Его Святейшество встречали Шакти Синха, директор библиотеки, и Вирендра Гупта, представитель организации «Антар Раштрия Сахаег Паришад», которая выступила учредителем сегодняшней встречи.
  title=В зале Его Святейшество поприветствовал заслуженный журналист и фотограф Виджай Кранти, представив Далай-ламу около 300 собравшимся. В своем коротком вступительном слове Шакти Синха заметил, что тибетцы сохранили в целости и сохранности традиции, восходящие к монастырям-университетам Таксила, Наланда, Одантапури и другим, и самая суть этих учений в том, что сострадание развивается практикой.

«Братья и сестры, я бесконечно рад, что мне выпал случай поделиться с вами моими мыслями. Спасибо вам за приглашение, – этими словами Его Святейшество начал свою беседу о роли культуры и нравственности в продвижении мира и гармонии. – На развитие культуры влияет образ жизни людей, который зачастую определяется климатическими условиями. Среди великих цивилизаций прошлого, таких как Египет и Китай, Индия, пожалуй, стала родиной наибольшего числа великих мыслителей и духовных практикующих. Я последователь традиции Наланда и знаю, что буддийские наставники, такие как Нагарджуна, Чандракирти, Буддапалита и Бхававивека были блестящими мыслителями и философами, а Дигнага и Дхармакирти — выдающимися логиками.

В 8-м столетии тибетский царь пригласил в Тибет Шантаракшиту, лучшего в те времена ученого-философа Наланды. Шантаракшита и его главный ученик Камалашила учредили в Стране снегов буддизм традиции Наланды, с ее упором на логике и обосновании.

Индийский физик-ядерщик Раджа Рамана сказал мне однажды, что идеи квантовой физики кажутся новыми на западе, однако они во многом перекликаются с концепциями, которые мы находим в трудах Нагарджуны. Будда полагался на логику, поэтому я считаю его не только духовным наставником, но и великим мыслителем, и даже ученым.

Кроме учений о реальности, Будда делал упор на важности доброты и сострадания, объясняя, что ими можно охватить всех живых существ. Его учение остается крайне актуальным и сегодня. Еще до рождения Будды богатая индийская культура подарила миру практики однонаправленного сосредоточения и прозрения в суть вещей, которые великий учитель взращивал на протяжении шести лет аскетического уединения».

  title=Его Святейшество выразил восхищение индийской традицией межрелигиозной гармонии, благодаря которой в этой стране мирно бок о бок сосуществуют все основные вероисповедания мира. Он также отдал должное стародавней индийской традиции ненасилия, ахимсы, опирающейся на сострадательную мотивацию, каруну. Индийский светский подход подразумевает равное уважение ко всем религиозным традициям, а также ко взглядам неверующих и берет истоки в фундаментальных ценностях – ахимсе и каруне.

«В отличие от ненасилия, само понятие войны себя изжило. В эру демократии необходимо уважение к правам каждого. Мир принадлежит семи миллиардам его жителей. В прошлом сообщества и народы могли благополучно жить в изоляции, но сегодня мы все зависим друг от друга. Столкнувшись с такими проблемами, как изменения климата, мы обязаны объединять усилия. Мир стал другим. Меньше снега на вершинах Гималаев. Даже в Дхарамсале, где раньше бывали очень сильные снегопады, сегодня едва выпадает несколько снежинок. Следствием станет жестокая нехватка воды.

Эти проблемы отразятся и на Африке, где уже пролегает гигантская пропасть между бедными и богатыми. Неравенство, которое мы наблюдаем в так называемом социалистическом Китае, свидетельствует о полном отсутствии заботы о благополучии других. Решить эти проблемы можно, лишь признав единство всего человечества. Мы общественные животные, и забота о других – лучший способ обеспечить собственные интересы. Альтруизм помогает находить друзей и способствует физическому здоровью. Если мы честны и правдивы, другие будут нам доверять и наградят настоящей дружбой.

Нашему миру нужны ахимса, каруна и секуляризм, но молитвами делу не поможешь. Необходимо действовать. В современное образование, вращающееся только вокруг материальных целей, необходимо внедрять ненасилие и сострадание, а также более обширное понимание устройства сознания и эмоций. Точно так же, как мы обучаемся правилам физической гигиены, важно взращивать гигиену эмоций, которая обеспечит здоровье тела и ума. Я верю, что только в Индии возможно сочетание древних знаний об устройстве сознания и эмоций и современного материалистического образования».

Отвечая на вопросы из зала, Его Святейшество подчеркнул, что основная задача материалистического подхода к жизни – получение весьма недолговечных удовольствий, связанных с органами чувств, в ущерб развитию покоя ума.

  title=Его Святейшество еще раз выразил сочувствие положению мусульман-рохинья в Бирме и призвал бирманских буддистов представлять лик Будды, когда их охватывает гнев.

На вопрос о гендерном неравенстве Его Святейшество ответил, что во времена, когда нам так нужны любовь и сострадание, нет никаких сомнений, что женщины должны занимать все больше лидерских позиций. Первым учителем доброты и сострадания Его Святейшества стала его мать, и он заметил, что почти для каждого из нас первым человеком, окружившим нас любовью и нежностью, тоже была мать. Его Святейшество добавил, что в нашем взаимозависимом мире применение грубой силы стало неэффективным и безнадежно устарело, поэтому мы обязаны построить в 21-м веке эру диалога.

Его Святейшество рассказал об ужасе, который испытали все участники встречи Нобелевских лауреатов мира в Риме, когда им рассказали о последствиях применения ядерного оружия. Предсказываемые результаты были настолько чудовищны, что он предложил тогда разработать схему избавления мира от этого страшного оружия и строго требовать ее соблюдения странами-участницами. Все согласились, но в итоге так ничего и не предприняли. Его Святейшество повторил, что нашей цели, построения более мирного мира, не добиться посредством войны – это можно сделать только с опорой на ненасилие.

Генеральный секретарь организации «Антар Раштрия Сахаег Паришад» произнес слова благодарности, после чего Его Святейшество спустился со сцены, приветствуя сторонников, которые искали с ним личного общения. На улице Его Святейшество ждала группа тибетцев, желавших его проводить. Стоя в ярких лучах полуденного солнца, Его Святейшество сказал им несколько слов и вернулся в свой отель.

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2018/04/v-deli-ego-svyatejshestvo-dalaj-lama-posetil-memorialnyj-muzej-i-biblioteku-neru/