Опубликовал: Валерий Павлов 06 Май 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш,Индия —3 мая здесь начался диалог между российскими и буддийскими учеными по теме «Понимание мира» с участием Его Святейшества Далай-ламы. Перед началом встречи со вступительным словом выступил Почетный представитель Далай-ламы ХIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
Встреча организована московским Центром тибетской культуры и информации, фондом «Сохраним Тибет» и фондомДалай-ламы при поддержке «Московского центра исследования сознания» при философском факультете МГУ и Институтафилософии РАН.
В храме Его Святейшество поклонился статуе Будды Шакьямуни и поприветствовал сидящих близ нее монахов. Затем он поздоровалсясо старыми друзьями среди десяти российских ученых, сидевших вокруг стола в главном зале храма. Кроме ученых в зале собралось более 200 зрителей, среди них 75 россиян,18 тибетских монахов, прекрасно разбирающихся в естественных науках, 17 студентовиз Института буддийской диалектики и Колледжа высшей тибетологии, 25 студентов Института тибетской медицины и астрологии«Мен-ци-кханг»,50 учеников Тибетской детской деревни, три человека из центра «Тонглен» и два преподавателя из Правительственного колледжа в Дхарамсале,а также18 гостей, прибывших по приглашению офиса Его Святейшества Далай-ламы.
Тэло Тулку Ринпоче, представитель Его Святейшества Далай-ламыв Россиии Монголии, сказал несколько слов перед началом второго диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами в Дхарамсале.Он поприветствовал российских ученых, а также всех, кто следил за прямой трансляцией встречи по интернету, заметив, что она доступна на английском, русском, китайском и тибетском языках.
Ведущий утренней сессии профессор Константин Анохин поблагодарил Его Святейшество за участиев беседе.Он заметил, что все участники конференции с глубочайшим вниманием прочли его книгу «Вселенная в одном атоме: наука и духовностьна служении миру» и стремятся построить нынешний диалог на изложенныхв ней идеях. Профессор попросил Его Святейшество сказать несколько вступительных слов.
«Братья и сестры, ведь именно членами одной большой человеческой семьи я считаю всех семь миллиардов жителей нашей планеты, – начал Его Святейшество, – Многие проблемы, которые одолевают нас сегодня, мы творим своими собственными руками. Однако согласно данным научных исследований, по природе своей человек сострадателен. Мы создаем себе трудности, попадая в сети разрушительных эмоций и потакая своей привычке делить людей на своихи чужих.Из-за собственной недальновидности мы забываем, что каждый из нас – часть человечества, и это толкает нас на причинение вреда другим. Мы полагаем, будто уничтожение врагов приносит нам победу. Быть может, так оно и былов прошлом, однако, сегодня мы все настолько взаимозависимы, что нанося вред другим, мы вредими самим себе; кроме того, перед нами встают глобальные проблемы, такие, как изменения климата, касающиеся каждого без исключения.
Сейчас, когда мы с вами сидим здесь и мирно беседуем, в других уголках мира, таких как Сирия или Йемен, множество людей погибают в вооруженных конфликтах, умирают от голода.И самое ужасное, льется кровь во имя религии. Мы идем против собственной сострадательной природы, и виной тому наша недальновидность и нежелание признать единство всех семи миллиардов людей Земли.
Мы общественные животные и зависимот сообщества себе подобных, поэтому пришла пора прививать людям идею о том, что мы все одинаковые. Наше будущее зависит от других. Чрезмерно сосредотачиваться на себе – значит игнорировать действительность. Упрямая погоня лишь за собственной выгодой – признак узости мышления и невежества.
На протяжении тысячелетий религии несут людям послание любви, однако их влияние ограничено. Сегодня современное образование вращается в основном вокруг материальных задач. И все жемы все родились и вырослив сени материнской любви и заботы, благодаря чему для малышей совершенно естественно проявлять присущую человеку сострадательную природу.
Ученые утверждают, что постоянные страх и гнев плачевно сказываются на нашем самочувствии, тогда как сострадание и душевная теплота укрепляют здоровье тела и духа. Поэтому точно так же, как мы соблюдаем правила физической гигиены для поддержания физического благополучия, нам нужно взращивать и эмоциональную гигиену».
Его Святейшество отметил, что уже на протяжении более 30 лет ведет диалог с современными учеными, главным образом в сферах космологии, нейробиологии, физики и психологии.Эти дисциплиныв центре изучения как современной, так и буддийской наук. Например, буддийские и современные ученые в целом сходятся во мнении по поводу возникновения, существования и разрушения галактик, а такжео возможности более чем одного Большого взрыва в прошлом.
Что касается вопросов физики, Его Святейшество припомнил, что индийский физик-ядерщик Раджа Рамана сказал ему однажды, что идеи квантовой физики новы для западной науки, однако созвучные им воззрения он обнаружилв трудах великого буддийского наставника Нагарджуны. В сфере психологии нам нужно больше знаний о методах обуздания разрушительных эмоций. Его Святейшество отметил, как важно понять, насколько пагубны гнев и отсутствие заботы о других. Оружие и применение грубой силы не в состоянии решить наших проблем, добавил он, ведь насилие вызывает лишь ответное насилие, и этому нет конца и края.
По мнению Его Святейшества, мир и покой сознания способствуют физическому здоровью, и наша цель – избавление от насилияи вступлениев эру диалога. Он заметил, что далеко не всех людей интересуют религиозные материи, однако к данным научных исследований прислушиваются практически все. Таким образом, одна из задач подобных конференций понять, как, опираясь на светский подход, донести до людей идею о необходимости взращивания душевной теплоты.
«В свете вышесказанного, – продолжил Его Святейшество, – России, которая стоит на стыке западной и восточной культур, отведена особая роль. Во времена моей юности российские ученые-философыиз Бурятии, Калмыкии и Тувы учились в наших монастырях, поэтому нас связывают стародавние узы. Кроме того, во времена Тринадцатого Далай-ламы велась переписка с российским царем. Поэтому я бесконечно рад, что мне выпал случай встретиться и побеседоватьс ученымииз России».
Первым слово взял нейробиолог профессор Павел Балабан, который занимается исследованиями мозга и изучением функционирования эмоций. Ученый заметил, что в мозге крыс обнаружены центры удовольствия, при стимулировании которых наблюдается видимая ответная реакция, однако его заинтересовал вопрос, есть ли эмоции у внешне необщительных улиток.
Его Святейшество повторил вопрос, который часто задает ученым. Он объяснил, что порой, когда он уверен, что нет опасности заразиться малярией, он позволяет комарам напиться своей крови. Насытившись, насекомые улетают без малейших признаков благодарности. В связис этим встает вопрос: какой величины должен быть мозг, чтобы проявилась способность быть благодарными. Исследования профессора Балабана показали, что среди крыс, как и среди других видов животных, 30-40% естественным образом склонны к проявлениям сострадания. Его Святейшество заметил, что, судя по всему, это присуще всем млекопитающим, но было бы интересно понаблюдать за рептилиями, скажем, черепахами, которые, вылупившись из яиц,не вступаютв непосредственный контакт с матерью и не нуждаютсяв сострадании для своего выживания.
Его Святейшество посоветовал всем поразмышлять, полезен ли для нас гнев – ведь он разрушает покой ума. Сострадание, с другой стороны, дарит оптимизм и надежду.Далай-лама упомянул, что некоторые религии полагаются на запугивание, добиваясь послушания от своих последователей. Однако он считает такой подход неверным, поскольку это ведет к пессимизмуи упадку духа.
Его Святейшество задал два вопроса, имеющих отношение к сознанию. Первым делом он спросил,с неизбежностью ли произойдет зачатие, если абсолютно здоровые сперматозоид и яйцеклетка встретятся в идеальных условиях? Во-вторых,он упомянуло явлении, которое нередко наблюдается, когда умирает опытный практикующий. После зафиксированной клинической смерти тело остается свежим на протяжении многих дней, поскольку, согласно буддийскому толкованию, в нем все еще присутствует тончайшее сознание. В настоящее время у ученых объяснений для этого феномена нет.
До конца 20-го века ученые занимались лишь изучением мозга, пренебрегая сознанием, заметил тибетский духовный лидер. Однако в последнее время многие ученые признают, что тренировки сознания ведут к физическим изменениям в мозге. Таким образом, они делают первые шаги в исследованиях отношений между мозгом и сознанием. Буддийская наука описывает несколько различных уровней сознания: наше обыденное сознание, связанное с восприятием органами чувств; более тонкое сознание во время сна со сновидениями; сознание в глубоком сне; и наитончайший ум, который вступает в свои права во время умирания. Его Святейшество добавил, что у сознания нет ни начала,ни конца.
Профессор Святослав Медведев рассказал, что исследует природу отношений сознания и мозгав свете нашей способности сохранять внимание. По его мнению, существуют законы, например такие, как законы термодинамики, которые выводятся математически, однако их сложно доказать экспериментально. Он сам сторонник логического подхода в некоторых областях. Ученый заметил, что академик Павлов говорил об очагах возбуждения в головном мозге, однако только сейчас, столетие спустя, стало возможным увидеть их своими глазами.
«Сегодня мы переходимот чистой теории к практике, – уверил Медведев, – Мы пытаемся понять устройство головного мозга. Вполне вероятно, что сознание существует отдельно, а мозг – это в некотором роде интерфейс».
Коснувшись трех этапов дарования буддийских учений, известных как три поворота колеса Дхармы, Его Святейшество объяснил, что при первом повороте Будда наставлял о Четырех благородных истинах. Во время второго поворота колеса учения он более подробно остановился на Третьей благородной истине, прекращении страданий, которое достигается благодаря победе над неведением. Неведение рассеивается знанием – в данном случае пониманием, что в реальности вещи лишены самобытия. Это не означает, что ничего нет, вещи существуют, но только лишь как обозначения. Его Святейшество пояснил, что для тех, кому трудно было воспринять эти идеи, Будда даровал третью группу учений, объясняющих сознание и то, что тончайшее сознание – это и естьприрода Будды.
Затем Его Святейшество рассказал о трех видах явлений – очевидных, частично скрытых, которые мы понимаемс опоройна обоснованиеи умозаключения,и полностью скрытых, о которыхмы знаем только благодаря свидетельствам других. Он также упомянул четыре принципа обоснования – законы природы, зависимости, функциональности и логического доказательства.
После короткого перерыва на чай профессор Николай Янковский, ведущий российский ученый в области генетики, объяснил, что гены влияют на нашу способность заниматься медитациями и получать пользу от психологического консультирования. Подобным образом, от генов может зависеть и наша подверженность приступам гнева. Его Святейшество поинтересовался, сравнима ли роль генов с ролью тончайшей энергии в нашем сознании, о которой упоминается в тантрах.
По словам профессора Янковского, внесение изменений в генетический код человека может помочь в лечении определенных видов болезней. Он добавил, что генетические манипуляции могут стать опасным оружием, что заставляет задуматься об их нравственности.Он подчеркнул, что сами по себе новые открытия, возможно, нейтральны с этической точки зрения, однако вопрос о этичности неизбежно встает, как только начинается практическое внедрение результатов научных исследований. Его Святейшество ответил, что поскольку все живые существа хотят счастья, все, что приносит им счастье, будет добром, а все, что причиняет страдания, злом.
Он также пояснил, что поскольку гнев – часть нашего сознания, противоядие к нему должно исходить тоже из нашего сознания. Ученые подтверждают, что камни и мозг состоят из однихи тех же элементарных частиц. На определенном уровне организации материя мозга становится основой для сознания. Появляются живые существа, способные переживать боль и удовольствие.Его Святейшество призвал ученых затронуть эти темы во второй половине дня в беседес молодыми учеными-философами, чьи умы свежи и ясны.
Профессор Евгений Рогаев рассказал о своих исследованиях мозга, цель которых выявить, какие гены ответственны за появление шизофрении. По словам ученого, генетические данные подтверждают идею Его Святейшества о том, что все люди – братья и сестры, и не нужно далеко ходить, чтобы обнаружить наших общих предков. Он рассказало разработке методов, помогающих преобразовывать агрессивность в миролюбивое поведение, на основе экспериментов по приручению сибирских диких лисиц.
Профессор Александр Каплан рассказал Его Святейшеству об искреннем интересе его московских студентов к их нынешней встрече. Он также упомянул о своих исследованиях, в ходе которых пытался добиться прямого контакта с мозгом пациентов, переживших инсульт и потерявших способность говорить и двигаться.Он рассказал, как ученые выбирали буквы, которые больные видели на экране,с опоройна реакциюв мозге испытуемых, вступая таким образом с нимив общение.По мнению ученого, подобные методы могут быть полезны и при изучении эмоций совершенно здоровых людей.
Его Святейшество добавил, что глубочайшее, самое тонкое сознание, называемое природой Будды, обладает колоссальным потенциалом и его нужно исследовать, хотя это требует огромных затрат времени. В заключение Его Святейшество поблагодарил всех участников за то, что приехали, и уверил, что они снова увидятся завтра. Он покинул храм и вернулсяв свою резиденцию. Докладчики и зрители отправились на обед, который накрыли во дворе храма, после чего состоялась вторая сессия диалога, в которой участвовали российские ученые и их буддийские коллеги.