Опубликовал: Валерий Павлов 12 Май 2018. Опубликовано в Новости сайтов
В индийском городе Дхарамсала прошла конференция «Понимание мира». Это уже второй опыт общения российских экспертов, изучающих природу сознания, и буддийских монахов во главес Далай-ламойXIV в рамках проекта «Фундаментальное сознание. Диалог российских и буддийских ученых». Главный редактор проекта «Сноб» Станислав Кучер, принявший участие в конференции, объясняет, почему об этом событии полезно знать и верующим,и атеистам.
Где еще можно встретить под одной крышей 68-летнего российского академика-физиолога и 28-летнего миллионера – алгоритмического трейдера из Калифорнии? Пионера блокчейна, совладельца дюжины hi-tech проектов из Латвиии буддийского йогина, бежавшего из Тибетав Индию через Гималаи? Легендарного ученого, ветерана Великой Отечественной, и Его Святейшество Далай-ламу XIV?
Именно эта невероятная концентрация выдающихся землян – светил нейронауки, философии, владельцев высокотехнологичного бизнеса и мастеров тантрической медитации – превращает проект «Фундаментальное сознание» в совершенно уникальное мероприятие, чуть лине готовую съемочную площадку для голливудского блокбастера о том, как лучшие умы планеты собрались вместе, чтобы спасти мир или на худой конец смоделировать его ближайшее будущее.
«У меня до сих пор в головене укладывается, что о таких материях, как происхождение сознания, работа мозга, соотношение квантовой теории и буддийского тезиса о пустотностимы спорим не в конференц-зале пятизвездочного отеля, а в главном буддийском храме города, в какой-то сотне метров от резиденции его Святейшества! Вы можете представить нечто подобное в православной или католической церкви?!» – шепотом делится со мной один из приехавшихна встречу профессоров МГУ. Шепотом – потому что в этот момент в храм заходит Тэнцзи́н Гьямцхо́, он жеДалай-лама XIV.
«Некорректное сравнение! – на прекрасном русском с улыбкой шепчет ему через мое плечо буддийский монах. – Буддизм – не религия,а наукаоб уме, так что Его Святейшество в первую очередь не монах,а ученый».
В справедливости этого утверждения в течение двух дней диалога имели возможность убедиться член-корреспондент РАН, ведущий российский ученый Константин Анохин, академик Святослав Медведев, научный руководитель Института общей генетики РАН академик Николай Янковский, профессор Института философии РАН Давид Дубровский, один из основателей Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ Дмитрий Волков, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан, руководитель лаборатории эволюционной геномики Института общей генетики профессор Евгений Рогаев, глава лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биофака МГУ профессор Александр Каплан, а также еще пара десятков молодых российских ученых и предпринимателей.
Всех этих людей объединяет любовь к современной науке, желание как можно больше знать о возможностях собственного сознания и, как бы сие ни пафосно звучало, стремление изменить себя и мирк лучшему. Ну, а в конкретном месте – штаб-квартиреДалай-ламыв Дхарамсале – их собрали неравнодушные энтузиасты из московского Центра тибетской культуры и информации, фонда «Сохраним Тибет», а также Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ и Институтафилософии РАН.
Около года назад, после первого диалога российских и буддийских ученых в Дели,я имел честь беседовать с Далай-ламой.Он сформулировал задачу таких встреч предельно ясно: «В основе всех проблем, создаваемых человеком, – беспокойный ум, гнев, жадность и другие мешающие эмоции конкретных людей. Современная наука должна помочь распространению светской этики, доказав: сострадательное мышление приводит к спокойствию ума и, как следствие, к общему оздоровлению человеческого организма. Если мы объединим усилия, мирная жизнь на планете может наступить уже в ближайшие30 лет».
Тогда, в августе 2017-го, у меня создалось ощущение, что наши ученые и буддисты говорят на разных языках. Для Далай-ламыи буддийских ученых цель – уменьшение количества страданий в мире,а современная наука – лишь инструмент, способный эту цель приблизить, в то время как для ученых наука и есть цель. Если российские профессора и академики стремились убедить своих собеседников в том, что первичен мозг, и именноон производит сознание, то буддисты, убежденные в первичности сознания, предлагали не ломать копья в спорах,а вместе сделать это самое сознание спокойнее, добрее, человечнее и далее по списку. Вместе доходчиво распространять «простой тезис» о том, что любовь, доброта, гармония с собойи ближними – не столько красивые слова и моральные императивы, сколько жизненно необходимые моральные категории. А путьк осознанию этого лежит через работу над собой и изучение того самого ума, который не сутьот мозга ли или сам по себе, но от которого точно – и горе,и гнев,и радость,и счастье.
Уж не знаю,завербовал ли тогда Его Святейшество российских ученых, или в пространстве произошел какой-то катаклизм, но на сей раз я не обнаружилна конференции (ни в составе российской делегации, ни среди иностранных гостей) ни одного человека, который быс этими утверждениями спорил. Точку зрения о том, что прогресс сам по себе, без этических и нравственных ориентиров никому не нужен, разделяли на встречев Дхарамсале все, а потому главные дискуссии развернулись по другим вопросам.
Дмитрий Волков, сооснователь Московского центра исследования сознания и одиниз организаторов диалогов, интересовался у Далай-ламы,пропишет лион буддистам таблетку для сострадания, и ставилне самые комфортные для буддистов вопросы вроде перспектив развития искусственного интеллекта. Нейробиолог Константин Анохин пытался понять, на чем основано утверждение тибетской медицины о том, что человеческий зародыш в возрасте25 недель способен помнить свои предыдущие жизни. Глава лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биофака МГУ Александр Каплан делился опытом совмещения медитативных техник и компьютерных технологий с целью лечения больных с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отдельной приятностью для буддистов, смею утверждать, стало выступление профессора Давида Дубровского, в котором тот популярно объяснил, как современные исследования подтверждают многие тезисы книги Далай-ламы «Вселенная в одном атоме». Впрочем, как не заметил только слепой, у Дубровскогои Его Святейшества особые отношения сложились еще во времяих первой встречи в прошлом году. Тогда, узнав о том, что 86-летний Дубровский успел повоевать на фронтах Второй мировой, 82-летний лидер тибетских буддистов предложил публике кланяться прежде всего не ему,Далай-ламе,а Давиду Израильевичу и просить благословения именно у него.
Впрочем, самые провокационные вопросы участников и гостей конференции лично я услышалвсе же не в буддийском храме, а на мероприятиях вроде чаепития у бассейнав отеле.
– А вы принимали ЛСД? – поинтересовался в первый же день диалогов у монаха по имени Санал латвийский бизнесмен, евангелист криптовалют и совладелец десятка мегауспешных бизнесов Гатис Эглитис.
– Нет, – без тени сожаления или раздражения ответил Санал.
– А как же тогда вы изучаете возможности сознания? Ведь буддизм подразумевает непосредственный личный опыт!
– Мой непосредственный личный опыт говорит, что медитация позволяет достичь таких состояний сознания, по сравнению с которыми рассказы людей, употреблявших ЛСД, просто неинтересны. Кстати, вы пробовали всерьез медитировать?
Лучше многих, на мой взгляд, о практической пользе диалогов российских и буддийских ученых высказался уже упоминавшийся тут предприниматель и философ Дмитрий Волков:
«Диалог ученых и буддистов позволяет еще раз проверить фундаментальные научные установки: о физической природе сознания и памяти,о надежности объективных методов исследования. Готовность российских нейрофизиологов исследовать достоверность буддийских убеждений, в частности,о перерожденияхи возможности помнить прошлые жизни, говорит об открытости науки к новым фактам и даже смене парадигм. Вряд ли эти гипотезы подтвердятся, но само отношение мне кажется очень важным».
Наивно было бы утверждать, что после двух встреч российских ученых с буддийскими монахами в отечественной,а тем паче мировой науке случится парадигмальный сдвиг. Однако то, что сознание светил нашей нейронауки и философии,а вследза ними сознаниеих молодых учеников уже никогда не будет прежним, – факт. Как и факт, что, например, лично в моем сознании навсегда останутся слова, написанные на каменной стене одного из домову дорогив резиденциюДалай-ламы:
«Мы все ищем счастья и хотим избежать страданий. Осознание единства способно принести счастье всем. Давайте развивать это чувство».