Опубликовал: Валерий Павлов 16 Июнь 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Вильнюс, Литва – 14 июня утром на встречес парламентской группой поддержки Тибета и сторонниками тибетского дела Его Святейшество Далай-лама сказал: «Тибет переживает очень сложный период своей истории, повсеместно грубо нарушаются права и свободы человека, однако моя главная задача – сохранение неповторимой тибетской культуры.
Она восходит к древнему индийскому пониманию устройства сознания, помогающему обрести покой ума и обуздать наши разрушительные эмоции. Эти знания необыкновенно актуальны сегодня.
Мы очень благодарны за поддержку друзей, таких, как вы. Дух тибетцев остается сильным и когдавы высказываете озабоченность текущим положением в Тибете, это не только придает смелости тибетцам, но и ясно показывает сторонникам жесткой линии в руководстве Китая, что тибетский вопрос должен решаться с опоройна трезвыйи реалистичный подход. Поэтому я хочу поблагодарить вас от имени всех шести миллионов тибетцев».
Отвечая на вопросо различияхв географических картах, Его Святейшество заметил: «Политические границы созданы бюрократами, и онине всегда совпадают с культурными границами. На протяжении веков отличительной чертой Китайской империи была политическая власть, Монгольской империи – военная мощь, а Тибетской империи – духовность. Был недолгий период, когда Монгольская империя благодаря своей военной мощи контролировала и Тибет,и Китай.С другой стороны, духовное влияние Тибета в какой-то момент распространилось на такие страны, как сегодняшние Киргизия, Афганистан и Иранна западе, большую часть Китая на востоке, Монголию на севере,и Гималайский регион до границыс Бирмойна юге. Таким образом, карта, отражающая влияние тибетской буддийской культуры, будет гораздо обширнее, чем политическая карта Тибета».
Когда вокруг Его Святейшества собрались сторонники с тибетскими флагами в руках, чтобы вместе сфотографироваться на память,он рассказал им случай из своей жизни: «Когда я былв Пекине в 1954–1955 годах,я несколько раз встречался с Мао Цзэдуном. Мы хорошо поладили, он был очень добр ко мне, почти как отец к сыну. Однажды он спросил,есть лиу тибетцев государственный флаг. Немного помедлив, я ответил утвердительно. Мао выразил одобрение и провозгласил, что тибетский флаг должен развеваться рядом с красным китайским стягом. Поэтому, если вас начнут критиковать за то, что вы держитев руках тибетский флаг, можете смело отвечать, что сам Мао Цзэдун дал Далай-ламена это разрешение».
На встрече с Витаутасом Ландсбергисом, первым президентом независимой Литвы после распада Советского Союза в 1991 году, Его Святейшество сказал: «Я был очень счастлив, когда вы пригласили меня в свою страну в 1991 году.На меня произвели незабываемое впечатление всеобщая радость, воодушевление литовцев и их решимость.Для меня было огромной честью находиться среди вас».
На стадионе «Сименс» мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс представил Его Святейшество более чем двум с половиной тысячам собравшихся. Подавая мэру традиционный белый хадак, Его Святейшество объяснил его значение.
«Белый цвет символизирует добросердечие, правдивость и честность. Гладкая ткань олицетворяет ненасильственное поведение – старайтесь помогать другим, когда это в ваших силах, а еслине можете помочь, то хотя быне вредите.По кайме хадака на тибетском языке написано: “Пусть обладатель шарфа будет счастлив день и ночь”. Подобные подарки начали подносить в Индии,а затем тибетцы переняли этот обычай. Поскольку шелк, из которого изготовлен хадак, появился в Китае, этот подарок олицетворяет гармонию между Индией, Тибетом и Китаем».
Назвав своих слушателей братьями и сестрами, Его Святейшество продолжил: «Если мы на самом деле увидим во всех остальных людях своих братьев и сестер, мы не сможемс ними грубо обращаться и обманывать их. Чувство собственной важности порождает лишь одиночество, ведь в действительности будущее каждого человека зависит от других людей. Конечно, вполне естественно заботиться о собственных интересах, но стоит делать это мудро, а не глупо.А это значит принимать в расчет интересы других, точно так же, как свои собственные. Если счастливы люди вокруг вас, то и вы, со всей очевидностью, будете счастливы».
Один из зрителей спросил, как примирить традиционные и современные методы обучения, и Его Святейшество ответил, что для начала крайне важно, чтобы родители окружали детей максимальной любовью и нежностью.В школе учитель должен не только стремиться передать знания ученикам, но и проявлять искреннюю заботу об их благополучии. Например, учитель может объяснить, что гнев разрушает покой ума, а сострадание приносит умиротворенность и способствует хорошему физическому здоровью.
«Моим первым учителем сострадания была моя мать. Получая буддийское образование, я многое узнал о преимуществах альтруизма из книг, однако именно она стала первым человеком, показавшим мне это на практике».
В завершение беседы Его Святейшество поблагодарил зрителей за их интереси неослабное внимание. Он попросил всех поразмышлять над его словами.
«Неважно, кем вы работаете, если каждый из нас приложит силы, мы сделаем мир более мирным. Я также твердо верю, что немногочисленные народы, такие, как жители прибалтийских стран, порой обладают большей свободой, чтобы проявлять творческий подход и братьна себя ведущую роль в международных делах».
На следующий день Его Святейшество отправился в столицу Латвии Ригу, где начнет учения по трактату Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» и Алмазной сутре, а также дарует благословение Манджушри, Будды Мудрости.