Печать

В Риге начались учения Его Святейшества Далай-ламы ХIV

Опубликовал: Валерий Павлов 17 Июнь 2018. Опубликовано в Новости сайтов

Рига, Латвия, 16 июня 2018 года – Вчера, совершив короткий перелет через Балтийское море, Его Святейшество Далай-лама прибыл в Латвию. В рижском аэропорту его встречали латвийские и российские организаторы визита. Большая группа сторонников ожидала прибытия Далай-ламы у отеля – Его Святейшество улыбался и старался пожать как можно больше рук.

  title=Сегодня утром в конференц-центре «Сконто», который в очередной раз стал местом проведения учений, Его Святейшество встретился с более чем 40 журналистами. Сделав короткое заявление, Его Святейшество пригласил их задавать свои вопросы.

На вопрос, как быть уверенным, что мы приняли верное решение, Его Святейшество ответил: «Мы, люди, наделены сложным интеллектом, и мы обязаны использовать его должным образом. Наши решения и последующие действия не должны вытекать лишь из наших желаний. Хотя такой подход и может принести некоторое краткосрочное удовлетворение, мы немногим будем отличаться от животных. Мы – разумные существа, способные логически мыслить и предвидеть последствия своих поступков. Мы в силах понять, приемлемо ли наше поведение в обществе, полезно ли оно для нашего здоровья или нет. Мы должны увидеть целостную картину в каждой конкретной ситуации. Мало воспринимать происходящее только под одним углом. Когда мы беспристрастно исследуем ситуацию с разных точек зрения, не слишком поддаваясь эмоциям, мы достигаем гораздо лучших результатов».

  title=Один из журналистов спросил, что Его Святейшество думает о соревнованиях и за какую футбольную команду он болеет на Чемпионате мира по футболу. Далай-лама ответил: «Если вы соревнуетесь, чтобы достичь более высоких личных или командных результатов и показать пример другим в спорте, игре, учебе или любом другом виде деятельности, – это позитивно и правильно. Но если вы стремитесь создавать препятствия и проблемы для других команд – это неверный подход.

Меня лично спорт интересует мало, поэтому любимой футбольной команды у меня нет. В молодости я немного играл в бадминтон и настольный теннис. В Пекине во время визита 1954–55 годов я играл в настольный теннис с китайским премьер-министром Чжоу Эньлаем, тогда моя мотивация была не очень хорошей, поскольку ему было трудно играть, и я подумал, что одержу победу».

Как только Его Святейшество появился на сцене, четыре тысячи слушателей поднялись со своих мест в знак приветствия, размахивая белыми шарфами. Зазвучала «Сутра сердца» на латышском языке.

  title=«Я очень рад вновь оказаться в Риге, – начал Его Святейшество, – кажется, сюда приехало множество людей из российских республик тоже. Мы все следуем одной и той же традиции монастыря-университета Наланды, поэтому я считаю своим долгом объяснять вам учений этой традиции.

Каждый хочет счастья и не желает страданий. В этом мы все равны. Однако, несмотря на наше нежелание страданий, кажется, мы устремляемся им навстречу. Хотя мы можем предпринять шаги для преодоления физических бедствий, страдания произрастают из тревожности и страха, и то, что нам действительно нужно, это покой ума. Согласно данным научных исследований, по природе своей человек склонен к состраданию, таким образом здравый смысл подсказывает, что какую бы веру мы ни исповедовали, источник покоя ума – душевная теплота».

Его Святейшество объяснил, что отличительная черта традиции Наланда, которую бережно сохранили в Тибете, использование логики и обоснования. Этот подход принес в Тибет великий наставник Наланды Шантаракшита, приглашенный в Страну снегов тибетским царем в 8-м веке.

  title=«Разрушительные эмоции, такие как гнев и привязанность, коренятся в неведении. Чтобы противостоять неведению, Будда даровал учение о Двух истинах – относительной и высшей. Он указал на пропасть между кажущейся видимостью и реальностью. В различных школах буддийской мысли Две истины толкуются по-разному, однако Нагарджуна учил, что одолеть фундаментальное неведение можно только постижением пустоты – отсутствия самобытия – в свете взаимозависимого возникновения, а это значит, что все вещи существуют лишь в зависимости от других факторов.

Наша буддийская практика должна опираться на понимание, а не на одну слепую веру. Чтобы обрести понимание, необходимо учиться. В прошлом в Тибете монахов почитали учеными только по прошествии 20 или 30 лет усердного обучения. В современной Индии монахи обучаются по меньшей мере 20 лет. Я глубоко уважаю все вероисповедания, но буддизму присуща уникальная черта – сам Будда советовал своим последователям не принимать его слов за чистую монету лишь из уважения к нему, а самим исследовать и проверять их с опорой на логическое обоснование. Буддизм – единственная религия, которой присущ подобный научный подход».

  title=Его Святейшество взял в руки Алмазную сутру и начал читать. Через некоторое время он перешел к сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения», которое дочитал до самого конца.
Его Святейшество пообедал с группой приглашенных гостей, после чего вернулся в отель. Учения продолжились на следующий день.

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2018/06/v-rige-nachalis-ucheniya-ego-svyatejshestva-dalaj-lamy-xiv/