Опубликовал: Валерий Павлов 20 Июнь 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Далай-ламаXIV провелв Риге духовные учения для буддистов России и стран Балтии, на которые собрались около 4,5 тысячи верующих и интересующихся буддизмом, преимущественно из России.В ходе учений Его Святейшество ответил на вопросы паломников и поделился мыслями о политике, эмоциях и футболе.Об этом сообщает РИА ”Новости”.
Организаторами учений выступили общество ”Сохраним Тибет” (Рига), фонд ”Сохраним Тибет” (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Политика и конфликты
По словам главного буддиста, президент США Дональд Трамп и другие мировые лидеры должны меньше руководствоваться эмоциями и материалистическими ценностями и больше думать о взаимозависимости всех семи миллиардов людей на Земле, чтобы прекратить конфликты в мире.
— Очень много эмоций и мало разумного анализа. В том числе в действиях политических лидеров, даже у американского президента. И слишком много материализма в мире,в современной культуре, в системе образования, — сказал Далай-лама.
По его словам, необходимо изменить систему образования — переориентировать ее с материальных ценностей на духовные,на достижение каждым человеком, прежде всего, внутреннего мира, покоя ума. ”Чтобы в мире воцарился мир, нужно вначале построить мир в душе”, — пояснил на учениях духовный лидер. А чтобы человек обладал ”здоровым умом и здоровым телом”, современное образование должно помогать ему преодолевать злость, зависть, страх и другие негативные эмоции. Ведь эмоции искажают картину реальности, мешают ее правильному видению и принятию взвешенных решений.
— Люди разных национальностей и вероисповеданий должны осознать себя частью единой семимиллиардной человеческой семьи, в которой счастье каждого так или иначе зависит от благополучия остальных, — подчеркнул духовный лидер буддистов.
Далай-лама также отметил особую роль женщин, их материнской любви, доброты и способностик глубокому сопереживанию в развитии сострадания в современном мире.
Обуздание эмоций
Он также призвал активнее распространять общечеловеческие ценности, в том числе при помощи науки и образования, чтобы помочь людям ”обуздать эмоции” и достичь ”покоя ума”. Далай-лама отметил, что буддизм, как и все религиозные традиции, вдохновляет людей практиковать сострадание, любовь и альтруизм.Без этого невозможно достичь нирваны — освобождения и долгосрочного счастья.
— Но это нужно делать, опираясь на интеллект.И вначале надо успокоиться. Если наш ум необуздан, недисциплинирован, то мы будем несчастны. Надо обуздать эмоции, поставить ум под контроль, — сказал Далай-лама.
Ученые, отметил он, уже доказали вред ”необузданного ума”, разрушительное воздействие гнева, зависти, страха и других негативных эмоций на иммунную систему и здоровье человека в целом.И пришлик выводуо пользе медитации. Кроме того, у теории относительности Эйнштейна и квантовой физики оказалось много общего с буддийским учением о пустотностии отсутствиикакого бы тони было независимого ”я”.
— Более 2 тысяч лет назад буддизм пришел к тому, что все явления существуют лишь на относительном уровне. Они не таковы, какими они нам кажутся. И от более ранних философских школ Индии буддизм отличает воззрение бессамостности, анатмана — нет объективно и независимо существующего ”я”, — добавил Далай-лама.
По словам Далай-ламы, актуальная задача — продолжать научные изыскания в этом направлении и доносить полученные знания до широкой общественности. Поэтому духовный лидер намерен развивать контакты с ведущими российскими учеными (нейробиологами, генетиками, философами, психологами), с которымион встречалсяв Индии уже дважды за год. Также Далай-лама прилагает усилия к тому, чтобы во всем мире в школах преподавали ”гигиену эмоций” и этику.
— Сегодня особенно важны те аспекты буддийского учения, которые объясняют, как проводить гигиену эмоций и достигать покоя ума. К этому надо относиться не какк религиозному вопросу, а какк предмету аналитических исследований… И в буддийских регионах России (Туве, Бурятии, Калмыкии) я посоветовал бы такой подход — превратить эти аспекты буддизма в предмет академического изучения, — подчеркнул Далай-лама.
Ступени на пути к ”покою ума” — добродетельные поступки, создающие причины для благих перерождений, ”мудрость постижения пустоты”, избавление от цеплянияза якобы независимо и объективно существующее ”я” и от себялюбия. Следует отказаться также от алкоголя, нечестных заработков, причинения вреда другим.
— Человек, который воспитан в материалистической системе ценностей, будет хотеть все больше и больше. Безудержные желания разрушают и человека,и окружающую среду, и это все никому не приносит счастья. Счастье приходит, когда ум спокоен, когда в душе мир. Поэтому так важно тренировать свой ум”, — сказал Далай-лама.
По его словам, буддисты молятся обо всех живых существах, в том числе обитающих в других галактиках. ”Но только для существ этой планеты мы можем реально что-то сделать. Причем преимущественно только для людей. Не для насекомых, например, хотя абсолютно все живые существа, и насекомыев том числе, хотят избежать страданий и обрести счастье. Почему? Потому что мы, люди, — единая человеческая семья, мы похожи,у нас одинаковый мозг, и наши интеллектуальные способности позволяют нам совершенствоваться и помогать другим”, — отметил Далай-лама.
Страдания
- Надо вырвать корень страдания – неведение – искаженное восприятие действительности. Независимо существующее ”я” — это иллюзия, порождающая омрачения – негативные эмоции и привязанности. Будда открыл бессамостность и знаниео взаимозависимости всех вещей и явлений.Это знание должно положить конец неведению. Все в мире зависимо от условийи пустоот самобытия, — заявил буддийский наставник.
В этом году в основу его рижских учений лег один из главных буддийских трактатов — Алмазная сутра (на санскрите ”Ваджраччхедика”, в буквальном переводе ”Рассекающая как ваджра”). Эта сутра была записана в первых веках нашей эры и посвящена совершенству мудрости (праджняпарамите). Ее содержание связано с постижением пустоты и взаимозависимости всех явлений.
— Эта сутра отсекает цепляние за истинное существование явлений. Полностью устранить все омрачения можно, только осознав пустотность, — считает Далай-лама.
По его словам, все живые существа – лишь обозначения, не обладающие независимо существующим ”я”. Так жеи все явления не обладают самостью. И сама пустотность – лишь обозначение. Таким образом, все существует лишь на относительном уровне.
У вещей и явлений нет никакой ”истинной и объективной” сущности, считает Далай-лама.И это подтверждают, по его словам, данные современной науки, которая дробит каждый объект на все более мелкие частицы и вводит определяющее понятие наблюдателя. И нередко буддийский учитель проводит параллели с теорией Эйнштейна и квантовой физикой.
— Зависимость вещей и явлений друг от друга показывает нам, что они не обладают истинной природой. Но при этом понимание взаимозависимости избавляет нас от крайности нигилизма, — отметил лидер тибетского буддизма.
Он привел простой пример обусловленности. ”Вот, я вижу вас, но на самом деле я вижу только ваше тело. Оно состоитиз частей, а те, в свою очередь, тоже дробятся до бесконечности. Так, ладонь состоит из пальцев, пальцы — из фаланг, соединяющих их суставов, костей и так далее. Проводя такой анализ, мы не обнаружим ничего истинно и независимо существующего. То же самое относится и к сознанию.Оно складываетсяиз отдельных моментов осознавания”, — пояснил Далай-лама.
Спорт
Далай-лама считает правильным только такой подход к соревнованиям,в том числе к чемпионату мира по футболу, когда мотивация игроков — показать лучший результат, но не навредить сопернику.
— Если вы соревнуетесь, чтобы достичь более высоких личных или командных результатов и показать пример другим в спорте, игре, учебе или любом другом виде деятельности, — это позитивно и правильно.Но есливы стремитесь создавать препятствия и проблемы для других команд — это неверный подход, — заявил далай-ламав субботув Ригена пресс-конференции, отвечая на вопрос РИА Новости о своем отношении к чемпионату мира по футболу, игрокам и болельщикам.
Духовный лидер буддистов отметил, что в молодости интересовался бадминтоном и пинг-понгом, играл, чтобы поддерживать физическую форму. ”А однажды играл в пинг-понгс Чжоу Эньлаем, премьер-министром Китая. И вот тогда моя мотивация была не очень хорошей, поскольку ему было трудно играть, и я подумал, что одержу победу”, — признался Далай-лама.
Враг и бодхисаттва
— Всем необходимо развивать альтруизм и терпение. Поэтому ваш враг — это ваш наилучший друг, духовный друг, учитель, помогающий вам упражняться в терпении, — заявил Далай-лама.
Он призвал последователей буддизма и всех интересующихся его учением зарождать в себе бодхичитту — стремление пробуждению ради блага всех живых существ. А это, по его словам, невозможно без воспитания терпения.
Лучшим текстом для достижения этих целей, по мнению всемирно известного духовного лидера, служит изданный на русском языке труд буддийского мыслителя VIII века Шантидевы под названием ”Путь бодхисаттвы”. И особое внимание далай-лама советует уделить шестой главе, посвященной как раз терпению. Для развития альтруизма он рекомендует также читать восьмую главу книги и практиковать ”уравнивание и замену себя на других”. Причем абсолютно всем — и верующим,и неверующим.
— Последователи христианства, ислама, иудаизма также могут читать эти главы, так как задачи развития терпения и преодоления эгоцентризма, учения о состраданиии любви общие для всех религиозных традиций, — отметил лидер тибетского буддизма. Духовная трансформация, добавил он, не происходит сама по себе, она всегда плод усердной работы.