Печать

В Занскаре Далай-лама посетил две школы и клинику «Мен-ци-кханг»

Опубликовал: Валерий Павлов 30 Июль 2018. Опубликовано в Новости сайтов

Падум, Занскар, штат Джамму и Кашмир, Индия — 24 июля утром несколько групп людей ожидали выхода Его Святейшества Далай-ламы из его резиденции. Показавшись в дверях, он решил побеседовать с бывшими учениками Тибетской детской деревни. Он напомнил им, что вопреки тесным связям с Китаем, тибетские религиозные цари решили развивать тибетский язык и литературу с опорой на индийские источники.

  title=Они также пригласили индийских учителей учреждать буддизм в Тибете. И в результате именно в Стране Снегов сберегли в целости и сохранности традицию монастыря-университета Наланда, славящуюся своим логическим и обоснованным подходом к учениям Будды. Далай-лама попросил молодых людей помнить о бесценности тибетского языка – наиболее точного посредника в изложении буддийских идей, а также о важности логики и обоснования при обучении.

Затем Его Святейшество отправился в образцовую публичную школу в Падуме, куда его пригласило мусульманское общество «Ассоциация служения исламу». Их представитель сказал дорогому гостю, как они счастливы его видеть, ведь Далай-лама – вестник мира, гармонии и сотрудничества.

«Я очень рад снова оказаться здесь и провести время с моими мусульманскими братьями и сестрами, – ответил Его Святейшество. – Куда бы я ни приезжал, я говорю о единстве всего человечества – как люди, мы все одинаковы, у нас похожие тела, мысли и эмоции. Каждый хочет жить счастливо и никто не желает страданий. Однако встает важный вопрос: а как обрести счастье и искоренить страдания?

Счастье не приходит извне, его не приносят богатство и слава. Людей, думающих, будто долгосрочное счастье можно обрести благодаря внешним ощущениям, таким, как приятные для взгляда картины и мелодичные звуки, вкусные запахи и ароматы или вещи, которые приятно трогать, может постичь разочарование. Даже если все удовольствия, доставляемые органами чувств, какие только можно представить, будут нашими, они не принесут счастья, если мы испытываем беспокойство или огорчение. Вы наблюдали подобное среди ваших знакомых? Не правда ли, есть люди, у которых, кажется, есть все, чего только можно пожелать, однако их по-прежнему снедают тревога, стресс и беспокойство? С другой стороны, все мы знаем семьи не особенно зажиточные, но счастливые, потому что все их члены добры и полны любви и нежности по отношению друг к другу.

  title=Я как-то встречался с католическим монахом, который провел пять лет, живя жизнью отшельника в горах повыше его монастыря, очень скудно питаясь и почти ничем не владеяедва ли он испытывал какие-то удовольствия, доставляемые органами чувств. Я спросил его, о чем он медитировал, и когда он ответил, что о любви, глаза его озарились удивительным светом, свидетельствующем об истинном счастье.

Я уже пожилой человек и, начиная с шестнадцатилетнего возраста, моя жизнь была полна трудностей, но я на собственном опыте знаю, что усилия, которые мы прикладываем для взращивания покоя ума окупаются сторицей.

Братья и сестры, в современном мире принято делать чрезмерный упор на материальных целях, однако нам не хватает знаний об обуздании разрушительных эмоций. Точно так же, как в школах обучают правилам физической гигиены, нам всем нужна гигиена эмоций для поддержания здоровья ума. Древние индийские знания, восходящие к практикам однонаправленного сосредоточения (шаматхи) и прозрения в суть вещей (випашьяны), могут многое поведать об устройстве сознания и эмоций. Сегодня мы можем с большой пользой изучать их в академическом, светском ключе».

Его Святейшество упомянул, что, согласно данным научных исследований, по природе своей человек склонен к состраданию. Это общий опыт для всех, кого матери окружали любовью и заботой с самого рождения. Ученые также утверждают, что постоянные гнев и ненависть разрушают иммунную систему, а сострадание благотворно сказывается на здоровье и тела, и сознания.

Заметив, что в Индии процветают все основные религии мира, как местные, так и иноземные, Его Святейшество добавил, что величие Индии, в частности, проявляется в межрелигиозной гармонии. Эта страна служит примером всему остальному миру.

«В Ладаке, и даже здесь в Занскаре, случаются трения между буддистами и мусульманами. Однако все наши религии несут общее послание, поощряя любовь, сострадание и умение довольствоваться малым. Это закладывает фундамент для дружбы и гармонии, которые служат на благо и развитие местного сообщества. Считайте себя просто занскарцами. Мне стало известно о недавней встрече между представителями мусульманского и буддийского сообществ и принятой на ней резолюции об улаживании разногласий, и меня очень порадовала эта новость.

  title=На этом все, спасибо вам, – завершил свою речь Его Святейшество под бурю рукоплесканий. – Если вы останетесь на своих местах, я подойду, и мы сфотографируемся все вместе».

Следующим пунктом назначения Его Святейшества стала клиника «Мен-ци-кханг». Досточтимый Чоспел Зотпа сказал многочисленным собравшимся, что клиника предоставляет и традиционно тибетское, и современное лечение, и основана благодаря доброте Его Святейшества. Он от всего сердца поблагодарил Далай-ламу и не только попросил его приезжать снова и снова, но и даровать еще одно посвящение Калачакры.

«Поскольку в отдаленных регионах трудно получить хорошую медицинскую помощь, мы обсуждали учреждение клиник, практикующих как традиционную тибетскую медицину (Сова Ригпа), так и обычную аллопатическую, – ответил Его Святейшество. – Я очень рад известию, что наше начинание оказалось удачным. Я хотел бы сказать отдельное спасибо врачам и медперсоналу за их прекрасную работу.

Я следую традиции Наланды с ее упором на логике и обосновании, и это позволяет мне ясно видеть происходящее, когда я время от времени приезжаю вас навестить. Я вижу, что вы понимаете меня с полуслова и следуете моим советам. Я призываю к более глубокому изучению буддийской Дхармы в мужских и женских монастырях, и сегодня даже миряне питают все более живой интерес к буддийскому учению.

Философские и психологические идеи, которые мы черпаем в буддийских произведениях, не должны рассматриваться только в религиозном свете. Их можно изучать в рамках академической науки. Вот почему я советую заменить религиозных наставников в тибетских школах, основанных еще во времена Пандиты Неру, на учителей философии. Кроме послания любви и сострадания, общего для всех религий, буддизм дает объяснения бессамостности. Эту тему может изучать каждый.

В мусульманской школе я только что говорил, как важно заботиться об окружающей среде. Я упомянул, что в Дхарамсале, где я живу, с каждым годом выпадает все меньше снега. Наверное, и здесь происходит то же самое. Нам нужно готовить резервуары с запасами пресной воды. Через десять лет ситуация в Ладаке и Занскаре может заметно ухудшиться. Вы можете столкнуться с серьезными трудностями в отношении воды. Пришла пора сажать деревья и обеспечивать сбор дождевой воды.

Бывая в Израиле, я видел, как израильтяне используют капельный метод полива, с максимальной эффективностью расходуя воду. В результате их поселения утопают в зелени. А там, где живут палестинцы, земля подобна пустыне. Возможно, опыт израильтян будет полезен и вам.

  title=Изменения климата означают, что мы не можем идти по проторенному в предыдущие тысячелетия пути. Стоит неслыханная ранее жара, в то же время случаются сильнейшие наводнения из-за продолжительных дождей. Стихийных бедствий будет все больше, и скорее всего, глобальное потепление и изменения климата будут только усугубляться.

На часах одиннадцать, и мне пора идти. Будьте счастливы. Хотя досточтимый Чоспел Зопта попросил меня приехать еще и даровать посвящение Калачакры, с этим могут возникнуть трудности. Но приеду ли я вновь или нет, я никогда вас не забуду».

В образцовой школе «Ламдон», расположенной на другом конце Падума, председатель попечительского совета школы геше Дамчо сказал короткое вступительное слово. Он поведал, что школа была основана в 1988 году и с тех пор из ее стен вышло 870 выпускников. Из них восемь человек получили степени бакалавра и магистра в области медицины, семь защитили докторские диссертации по различным темам, а многие другие поступили в Индийский институт технологий. Затем геше попросил Его Святейшество сказать несколько слов ученикам и преподавателям.

«Культура тибетцев и жителей Гималайского региона в целом очень похожа, – начал Его Святейшество, – однако у вас есть свобода, и вы можете беречь родную культуру и религию. Мы, тибетцы, потеряли свою страну и сталкиваемся с самыми разными трудностями, однако перемены обязательно наступят. Несколько месяцев назад ко мне приезжал тибетский мусульманин из Сринагара. На безупречном лхасском диалекте он меня спросил: “Ринпоче, когда мы возвращаемся в Лхасу?”. Он, так же, как и мы, тоскует по родине.

  title=Как я уже говорил, жители Гималайского региона следуют буддийской традиции монастыря-университета Наланда, сбереженной в Тибете. Я слышал о предложениях перевести собрания Кангьюра и Тенгьюра на наречия Сиккима и Ладака, однако для местных жителей будет даже проще изучать и совершенствовать тибетский язык. Если вы не знаете язык как следует, будет сложно постичь объяснения священных писаний. Как говорится в пословице: “Если держишь в руке драгоценный камень, но не понимаешь его ценности, не жалуйся, когда его потеряешь”. Недавно фонд “Таванг” объявил о своих планах по преобразованию храмов и монастырей по всему Гималайскому региону в центры обучения, и это превосходное начинание.

В последние 50 или 60 лет и в Ладаке, и в Занскаре гигантскими шагами идет материальный прогресс, в том числе появились школы, подобные вашей. Я признателен за усилия преподавателей и сотрудников школ, направленные на образование детей. Я крайне рад, что в области образования нет дискриминации по религиозному признаку, и среди вас учатся мусульманские дети».

Его Святейшество спросил, знают ли школьники «Восхваление Манджушри» и, услышав в ответ дружное «да», предложил прочесть его всем вместе. Он попросил их представить у него на макушке Манджушри, испускающего лучи света, которые усиливают их мудрость и интеллект. Затем все вместе прочли мантру Манджушри «Ом-ара-паца-надхи».

Потом зазвучала молитва «Слова истины», и даже малыши старательно нараспев начитывали строфы. Ближе к концу в молитве выражается пожелание:

Пламенные молитвы возносит Заступник Ченрезиг
Пред Буддами и бодхисаттвами,
Прося их явить свою милость
Стране снегов многострадальной.
Пусть благие плоды этих молитв не замедлят явиться.

Его Святейшество заметил, что есть немало китайцев, которые прекрасно понимают, кто прав, а кто виноват, и могут помочь отыскать пути решения тибетской проблемы. Однако, некоторые, находясь в сетях неведения, полагают, будто проблему можно решить с помощью грубой силы. Это характерная черта тоталитарного мышления, которое нужно менять.

  title=«Тибетская религия и культура может сослужить добрую службу китайскому народу. Что касается материального развития, Китай может помочь Тибету. Вот почему мы решили искать не отделения, а взаимовыгодного решения.

Я большой поклонник Европейского Союза, который был основан после Второй мировой войны. В результате, последние 70 лет между бывшими врагами царит мир. После войны президент де Голль и канцлер Аденауэр прислушались к голосу здравого смысла. Они осознали, что общие интересы гораздо важнее узконациональных. Европейский Союз, который они учредили, стал замечательным достижением.

Согласно китайским историческим документам, в 7–9 веках Китай, Монголия и Тибет были независимыми государствами. В старинных китайских манускриптах династии Тан и маньчжуров нет даже намека на то, что Тибет был частью Китая. В 1974 году мы решили не стремиться к независимости от Китая. Однако наши права, закрепленные в китайской конституции, обязаны соблюдаться. В настоящее время в Китае идут перемены, что раскрывает перед нами новые возможности.

Сторонники жесткой линии в руководстве Китая продолжают называть Далай-ламу сепаратистом, однако всему миру известно, что это ложь. Быть может, они не знают, как сменить тон, или подобные заявления каким-то образом им выгодны. Как бы там ни было, их нападки, как кажется, стали чуть мягче. Через год или два, я твердо в это верю, начнутся перемены».

Затем Его Святейшество уехал обедать в Пходранг. Завтра он планирует покинуть Занскар и отправиться в Каргил.

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2018/07/v-zanskare-dalaj-lama-posetil-dve-shkoly-i-kliniku-men-ci-kxang/