Опубликовал: Валерий Павлов 19 Август 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Бангалор, Индия, 13 августа – Последней официальной встречей нынешнего визита Его Святейшества на юг Индии стало посещение Института высшего образования под эгидой Далай-ламы. Ранним утром, когда Его Святейшество выехал из Бангалорав институт, расположенный в Шешагрихалли по дороге в Майсур, небо было светлее, чем в предыдущие несколько дней.
По прибытии Его Святейшеству поднесли традиционное подношение «чема чангпу», а женский ансамбль исполнил песню. Тибетского духовного лидера проводили к зданию нового мужского общежития, где Его Святейшество торжественно открыл памятную табличку. Он поприветствовал членов попечительского совета фонда им. Штауба Кайзера, а также швейцарского фонда им. Джузеппе Кайзера, которые финансировали строительство.
В офисе института Его Святейшество встретился с 23 геше, проходящими интенсивный курс изучения английского и китайского языков при поддержке фонда Далай-ламы.В начале встречи Его Святейшество подробно расспросил геше, из каких они монастырей и родились лив Тибете,и где.
«За последние 60 лет наша жизнь чрезвычайно изменилась, – сказал Его Святейшество. – В Тибете мы учились согласно наставлениям, оставленным Шантаракшитой, которого в 8-м веке пригласил в Тибет царь Трисонг Децен. В палийском каноне при объяснении Четырех благородных истин и их характеристик принято полагаться на авторитет священных писаний. Об этом мне говорили монахи из тайской делегации, с которымия недавно встречался. В противоположность этому, наша традиция, восходящая к монастырю-университету Наланда, следует по пути личностей с развитыми умственными способностями и полагаетсяна обоснование.Мы унаследовали эту замечательную традицию благодаря доброте Шантаракшиты и усердиюрелигиозных царей.
Сегодня мы ведем диалог с современными учеными. Когда речь заходит о вопросах квантовой физики, они проявляют большой интерес к нашим объяснениям о взаимозависимом возникновении. Мы тоже многому у них учимся. Научные воззрения современной космологии, например, не оставляют места для веры в существование горы Меру. Мы должны идти по стопам учителей Наланды и исследовать, какие учения Будды стоит понимать буквально, а какие нуждаются в толковании.
Когда я только задумался о диалогес учеными, одна знакомая с Запада предупреждала меня, что это рискованно – она полагала, будто “наука убивает религию”. Я вспомнило совете Будды не принимать его слов за чистую монету, а исследоватьих словно золотых дел мастер проверяет качество золота, и решил, что большой опасности нет. Однако, когда я предложил ввести изучение английского языка и естественнонаучных дисциплин в наших монастырях, некоторые старшие монахи поначалу очень тревожились, не станет ли это слишком большим отвлечением.
Очень важно изучать иностранные языки, как это делаете вы. Это поможет вам в служении другим. Вознося молитвы, мы повторяем: “Я порождаю бодхичитту и призываю всех живых существ стать моими гостями…”, но нужно предпринимать и практические шаги, что вы и делаете».
Его Святейшество отправился к расположенномув лабиринте институтских зданий амфитеатру, где собралось, по примерным оценкам, около шести тысяч человек. По путион останавливался, чтобы пожать руки одним и утешить других, плачущих от счастья видеть Далай-ламу так близко. По своему обыкновению Его Святейшество поприветствовал толпу с края сцены, после чего занял свое место.
Начиная свой отчет о деятельности института, ректор доктор Б. Церинг поприветствовала Его Святейшество, бывшего вице-канцлера университета Майсура профессора Р. Рангаппу,вице-канцлера университета Бангалора профессора К. Р. Венугопала,а также меценатов из Швейцарии.Она рассказала, что в настоящий момент их институт предлагает программы обучения на степень бакалавра искусств, однако они в скором времени планируют ввести программы на степень магистра искусств, а также бакалавра со специализациейв коммерции, компьютерных приложениях и так далее. Кроме того, планируется открыть докторантуру. На сегодняшний день из стен института вышли 275 выпускников.
Ректор также отметила, что у студентов есть возможность изучать светскую этику. Юные тибетцы приезжают из-за границына интенсивные программы обучения тибетскому языку и культуре.В заключение она вознесла молитвы о долголетии Его Святейшества и исполнении всех его желаний.
Президент Тибетской детской деревни Тхуптен Дорджи рассказал о неоценимой поддержке со стороны благотворителей. За ним выступил профессор Р. Рангаппа, бывший вице-канцлер университета Майсура. По его мнению, отличительная черта Института высшего образования в том, что в его первостепенные задачи не входит получение прибыли. Здесь, добавил он, студенты изучают искусство и науку жизни. Он полностью поддерживает усилия, направленные на сохранениеи активное употребление тибетского языка, ведь стоит утратить язык, как будет потеряна вся культура. Он поздравил институт с текущими достижениями.
Вице-канцлер университета Бангалора профессор К. Р. Венугопал сказал, что для него непередаваемая честь быть в присутствии Его Святейшества. Он уверил студентов и преподавателей, что учебные программы на степени бакалавра искусств, компьютерных приложений и коммерции, станут доступными уже к концу этого года. Он пообещал, что любые проблемы, вынесенные на его суд в университет Бангалора, он безотлагательно будет решать прямо на месте.
«Институт создавался буквально с чистого листа, однако он постоянно растет, – заметил Его Святейшество. – Сейчас им по праву можно гордиться. Два вице-канцлера уверили нас в своей поддержке, и от имени шести миллионов тибетцев я хочу сказать им сердечное спасибо.
Индию и Тибет связывают уникальные многовековые узы. Обычные индийцы знают о Тибете благодаря священной горе Кайлас, почитаемой жилищем бога Шивы. Для них это место паломничества. А для тибетцев Индия – земля, на которой жил и учил Будда.
Мы знаем о программах, которые вы планируете ввести, и я целикоми полностью поддерживаю ваше начинание.
Мы не просто беженцы; мы спасалисьот жестокого подавления в Тибете.Мы обязаны всегда помнить о тибетцахв Тибете – у них отняли свободу, и мы их представители.
Китайские археологи находят свидетельства тому, что тибетская культура существовала еще 35 тысяч лет тому назад. Посетители из Киргизии показывали мне фотографию тибетского камня мани, который нашли в одномиз захоронений в их стране – знак обширного влияния Тибета на определенном этапе истории.
Когда царь Сонгцен Гампо женился на китайской принцессе, она привезла с собойв Лхасу статую Джово Будды. Я видел нишу в храме древней китайской столицы Сиань, где статуя когда-то стояла. Когда я туда ездил, мне рассказывали также, что давным-давно тибетская армия вела осаду города и стояла прямо за городскими стенами.
Согласно китайским манускриптам 7–9 веков,в тот период процветали три империи: китайская, монгольская и тибетская. Исследователи говорили мне также, что в исторических документах династии Тан и маньчжуров нет упоминаний о том, что Тибет был частью Китая. Если ссылкина этои появлялись, то очень может быть, что их делали тибетские ламы, желавшие заручиться доверием китайских императоров в корыстных целях.
Шантаракшита и Падмасамбхава учредили монастырь Самье. Именно там под руководством Шантаракшиты начался перевод санскритской буддийской литературы на тибетский язык. В результате сегодня у нас есть собрания Кангьюра и Тенгьюра. Шантаракшита был не просто блестящим философом, но и строгим логиком. Он ввел изучение философии и логикив Тибете. Некоторые китайские ученые-философы полагают, что именно прекрасно развитый навык логического обоснования позволяет буддистам вести плодотворный диалог с современными учеными».
За последние почти 70 лет, заметил Его Святейшество, на тибетцев обрушились невыразимые страдания. С тех пор, как народная освободительная армия вторглась в Тибет, захватила Литанг, а затем Лхасу, по китайским данным было убито 300 тысяч тибетцев. Китай проглотил Тибет, но не сумел его переварить, и теперь сторонники жесткой линии в руководстве Китая, кажется, очень боятся, что придется отказаться от своей добычи.
Вопреки жестокому подавлению, дух тибетцев в Тибете остается непреклонным. Исповедуют они буддизм или нет, они никогда не забывают, что они тибетцы. На сегодняшний день 152 человека совершили самосожжения в знак протеста против повсеместных притеснений. Эти тибетцымогли бы нападать на другихи причинять им вред, однако вместо этого осознанно причинили вред лишь самим себе.
Некоторые говорят, как слышал Его Святейшество, будто пока он жив, борьба останется ненасильственной, а вот после его смерти, кто знает. Он призвал тибетцев придерживаться ненасильственного подхода при любых обстоятельствах. Он не теряет надежды увидеть перемены к лучшемув Тибете.
«Мы неповторимый народ с уникальной культурой, которой по праву можем гордиться. Никогда не забывайте, что вы тибетцы.В первые годы изгнания люди трудились, не щадя сил, вырубали джунгли здесь в Карнатакеи строили школы и поселения.Из поколения, вновь учредившего великие монастыри-университеты, почти никого не осталось, однако плоды их трудов остались. В те первые дни люди приходили ко мне жаловаться на жару – они были убеждены, что погибнут. Приехав снова, я им в шутку напомнил, что они все еще живы. Я сказал им тогда: “Никогда не сдавайтесь!” Сегодня уровень жизни гораздо выше, и в ваших руках большие возможности.
В заключение я хочу рассказать о моем последнем обязательстве по возрождению интереса к древним индийским знаниям об устройстве сознания и эмоцийв этой стране. Я надеюсь, ваш институт тоже внесет свою лепту в это начинание».
Дава Церинг, вице-ректор Института высшего образования под эгидой Далай-ламы произнесла слова благодарности, завершив свою речь молитвами о долголетии Его Святейшества.
Из института Его Святейшество отвезли прямо в аэропорт Бангалора, откуда он вылетелв Дели.На следующий день он возвратился домой в Дхарамсалу.