Опубликовал: Валерий Павлов 24 Сентябрь 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Цюрих, Швейцария – Утром 20 сентября, покинув тихий и безмятежный Дармштадт, где любимый вид транспорта – велосипеды, Его Святейшество Далай-лама отправился по скоростным трассам в Гейдельберг.По прибытиив этот живописный город, раскинувшийся на берегу реки Неккар, его отвезли в мэрию, где Далай-ламу встречал мэр города Вольфганг Эриксон.
Поприветствовав толпившихся на мостовой друзей и сторонников, Его Святейшество обернулся и помахал рукой людям, выглядывающим из оконблизлежащих домов.
В стенах мэрии Его Святейшество торжественно поприветствовали и попросили оставить автограф в «Золотой книге», в которой расписываются все знаменитости, посещающие город. Обменялись подарками. Лишь только Его Святейшество показался на сцене, зал заполнили сердечные рукоплескания полутора тысяч собравшихся здесь зрителей.
В своей приветственной речи мэр Вольфганг Эриксон не поскупилсяна похвалы родному городу. В университете Гейдельберга учатся студенты с самыми широкими взглядами, он входитв число пятидесяти лучших университетов мира. В Гейдельберге проживают уроженцы 160 стран мира, и разнообразие считается здесь не угрозой,а приобретением.Мэр заметил, что мы можем научиться взращивать радость и становиться счастливыми, и с гордостью объявил, что по крайней мере одна новаторская школа в их городе обучает именно этому.
Во время короткой музыкальной интерлюдии струнно-духовой квинтет исполнил пьесу Моцарта.
Директор Немецко-американского института Якоб Коллхофер сказал Его Святейшеству, что для них огромная честь встречать его в Гейдельберге.Он назвал тибетского духовного лидера живым воплощением мира и сострадания, который так славится своей теплой улыбкой. Он заметил, что Его Святейшество живет в изгнании уже почти 60 лет,и все эти годы его внешний облик и поведение остаются неизменными. Поприветствовав его на празднике науки в месте, известном как «город науки», господин Коллхофер попросил Его Святейшество поделиться своими мыслями о счастьеи ответственности.
«Доброе утро, дорогие братья и сестры.Я всегда подчеркиваю, что все семь миллиардов жителей нашей планеты эмоционально, ментально и физически одинаковы. Мы все хотим прожить счастливую жизнь и не желаем страданий. Мы наделены удивительным мозгом, бесценным инструментом для анализа и исследования реальности. Наш интеллект способен как подарить нам покой ума, так и разрушить его. Постигая нравственные принципы с опоройна свои интеллектуальные способности, мы учимся взращивать душевную теплоту и бесконечный альтруизм.
Согласно данным научных исследований, по природе своей человек склонен к состраданию.Нас всех родили матери, которые растили нас с нежностьюи любовью.Если бы наши матери не заботилисьо нас,вряд ли бымы выжили.
Гнев и страх расшатывают нашу иммунную систему, а душевная теплота дарит покой ума. Поэтому, точно так же, как мы обучаем детей правилам физической гигиены, им нужно прививать гигиену эмоций. Если мы хотим, чтобы они были здоровы и телесно,и душевно, им нужно знать, как обуздывать разрушительные эмоции и поддерживать покой ума. А чтобы успешно управлять своими эмоциями, нам нужна карта эмоций, карта сознания.
Эти знания собрали практикующие Древней Индии благодаря медитациям однонаправленного сосредоточения (шаматхи) и прозренияв суть вещей (випашьяны). Будда выполнял обе эти практики, и хотя они описаны в религиозной литературе, их можно изучать и применятьв академическом ключе.
Я сам изучаю эти древние индийские знания, сохранившиеся в традиции монастырского университета Наланда, в которой огромный упор делается на логикеи обосновании. Великий учитель Наланды Шантаракшита, прибывший в 8-м веке в Тибет по приглашению тибетского царя, учредил там традицию буддийского обучения и практики, неотъемлемой чертой которых стало логическое обоснование.
Когда я поселилсяв Индии,у меня появилась возможность встречаться и вести обсуждения с учеными.Меня вдохновлял совет Будды не принимать его слов только из слепой веры, а исследовать их, опираясь на логическое обоснование. В результате диалог, который мы ведемс современными учеными уже более 30 лет, приносит огромную пользу обеим сторонам».
Якоб Коллхофер представил троих участников утреннего обсуждения, представителей мира науки – нейробиолога Ханну Моньер, геронтолога Андреаса Крузе и астрофизика Матиаса Бартелмана.
Ханна Моньер подняла вопрос, который ей кажется проблематичным: «Вы всегда подчеркиваете, что мы общественные животные, так оно и есть, однако мы не так уж отличаемся от крыс. Подобно этим грызунам, люди естественным образом скорее помогут членам своей собственной семьи, чем чужакам».
«Мы обладаем интеллектом, – ответил Его Святейшество, – и в насс самого рождения заложено семечко сострадания. Опираясь на обоснованиеи интеллектуальные способности, мы можем развивать это природное сострадание и осознать, что его противоположность, гнев, наносит большой урон. Наш естественный инстинкт сострадания замутнен привязанностью. Подобное предвзятое отношение нельзя преобразовать в великое сострадание. Именно поэтому сначала нам нужно развить равностность. Мы можем научиться распространять любящую доброту на все человечество.
Очень важно ясно понять, что и сострадание,и гнев возникают в нашем сознании и относятсяк сфере ментального сознания. Некоторые виды сознания зависят от органов чувств. Когда мы спими видим сны, органы чувств отключаются, и сознание несколько тоньше. В состоянии глубокого сна сознание еще тоньше, а самое тонкое сознание проявляется в процессе умирания и не имеет отношения к мозгу».
«В начале 20-го столетия ученые полагали, что сознание – не что иное, как функция головного мозга, – продолжил Его Святейшество. – К концу прошлого века открыли свойство нейропластичности, показавшее, что изменения в мозге могут происходить под действием изменений».
Матиас Бартелман спросил, должен ли ученый быть скромным. Его Святейшество ответил утвердительно и добавил, что мы все зависим друг от друга,мы зависимот сообщества,в котором живем.
Геронтолог Андреас Крузе сказал, что у него три вопроса к Его Святейшеству. «В чем смысл связи между счастьем и ответственностью?», – спросил он. Его Святейшество ответил, что это звучит как философский вопрос из серии: «Почему мы здесь?»,и добавил, что с религиозной точки зрения, этим смыслом будет либо воля божья, либо закон кармы.
Затем Крузе рассказал об исследованиях, которые свидетельствуют, что пожилые люди находят смысл жизни в заботео младших членах семьи. Однако, когда они страдают от прогрессирующих заболеваний, например деменции, они не в состоянии заботиться о других,и тогда дети и внуки чувствуют себя в ответеза стариков. Крузе напомнил о концепции «пограничной ситуации», введенной Карлом Ясперсом, немецким психиатром и философом, учившимся в Гейдельберге.
Его Святейшество ответил, что это кажется сложным философским наблюдением. Все относительно; ничто не обладает независимым существованием. Он привелв пример понятие времени. «Существует ли время? Где момент настоящего, если время постоянно движется вперед?»
Отвечая на вопросыиз зала, Его Святейшество отметил, как важно сделать все от нас зависящее, чтобы 21-е столетие не повторило минувший век, отмеченный беспримерным насилием. Нынешний век должен стать эрой диалога. Разногласия следует решать за столом переговоров, а не с помощьюгрубой силы.
На вопрос, почему он не вмешиваетсяв происходящеев Бирме, где продолжаются гонения на мусульман-рохинья, Его Святейшество ответил, что он не имеет влияния ни на однуиз конфликтующих сторон. Он разговаривали писал Аун Сан Су Чжи, которая могла бы сделать гораздо больше. Он также попросил бирманских буддистов в минуты гнева представлять перед собой лик Будды.
Якоб Коллхофер подвел итог встрече, сказав, что слова Его Святейшества подарили вдохновение всем слушателям. Он еще раз поблагодарил Далай-ламуза визитв Гейдельберг.Его Святейшество ответил: «Чтобы построить более счастливый, более мирный мир, нужно начинать с себя. Перемены начинаются с отдельных людей и постепенно охватывают все общество».
Его Святейшество пригласили на обед под сводами холла городской мэрии, после чего он уехалв Мангейм, откуда вылетел в Цюрих. Тибетцы ждали его с традиционным тибетским приветствием у дверей отеля, на подъездной дороге к которому развевались тибетские флаги. Танцоры исполнили «таши шолпа», а молодые тибетцы поднесли своему духовному лидеру традиционное подношение «чема чангпу».
Его Святейшество не обделил вниманием никого из приветствующих его людей, с радостью приметив среди них нескольких давних друзей. В холле отеля его встречал настоятель, президент и директор Тибетского института в Риконев сопровождении других монахов и лам.
На следующий день Его Святейшество посетил празднование 50-летия этого учебного заведения.