Опубликовал: Валерий Павлов 26 Сентябрь 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Цюрих, Швейцария – Когда утром 21 сентября Его Святейшество Далай-лама вышел к журналистам, собравшимся в отеле, Рудольф Хоггер, вице-президент попечительского совета Тибетского института в Риконе поблагодарил тибетского духовного лидера за визит. «Это мой долг, – ответил Его Святейшество. – Оба моих наставника были связаны с монастыремв Риконе, первым тибетским буддийским монастырем в Европе.
Всякий раз, когда мне представляется возможность побеседовать с представителями средств массовой информации, я рассказываю им о главных обязательствах моей жизни. Во-первых, как человек, один из семи миллиардов жителей Земли, я стараюсь поделиться с другими идеей, что истинный источник радости для нас – это покой ума. Во-вторых,я буддийский монах, и то, что различия в религиозных воззрениях заставляют людей убивать друг друга, просто не укладываетсяу меняв голове.Могут ли наши религиозные традиции уживаться в миреи согласии?Судя по яркому примеру Индии, тысячу раз да! В-третьих, как тибетец я считаю своим долгом делать все возможное для сохранения древних индийский знаний, которые тибетцы берегли более тысячи лет, а также тибетского языка, лучшего посредника для их изложения. Кроме того, я призываюк защите хрупкой природы Тибета.
Вы можете писать о сенсационных известиях, но очень вас прошу, рассказывайте также и о том, как для нас важны внутренние ценности».
Первый вопрос был о том, как можно поделиться счастьем с другими, если в нашей жизни столько стресса. Его Святейшество ответил: «Посмотрите на мое лицо: в 16 летя потерял свободу, а в 24 – родную страну. С тех пор вести из Тибета приходят самые печальные, но поскольку я с детства занимался тренировками сознания, я умею сохранять покой ума. Если вы столкнулисьс бедой, проанализируйте, в ваших ли силах ее одолеть.Если решить проблему можно, этим и следует заняться. А если нет, беспокойство тут не поможет».
Другой журналист спросил, оправдывает ли возложенные на нее ожидания бирманский лидер Аун Сан Су Чжи. Его Святейшество ответил, что, когда только начались столкновения на Бирме,он встречалсяс Аун Сан Су Чжи и попросилее сделать все возможное для мирного урегулирования. Она ответила, что ситуация запутанная, и посторонним сложно понять роль военных в этом конфликте.
Его Святейшество объяснил также, что, когда люди, спасая собственную жизнь, покидают родной дом, наш долг предоставить им крышу над головой и образованиеих детям. Когда ситуация улучшится, многие из них наверняка захотят вернуться на родинуи заново отстраивать родные страны. Он привелв пример тибетских беженцев, большинство из которых мечтают о возвращениив Тибети возрожденииродной земли.
По мнению Его Святейшества, Тибетский институт в Риконе играет важную роль в сохранении методов обуздания разрушительных эмоций, взращивания положительного мировоззрения и обретения покоя ума. Поскольку это пятнадцатый визит Его Святейшества в Швейцарию, журналисты полюбопытствовали, чем ему нравится их страна.
«С одной стороны, в Швейцарии очень красиво, – ответил Далай-лама. – С другой, здесь поселилось немало тибетцев, и я приезжаюс ними повидаться и напомнить им, что ни в коем случае нельзя забывать родной язык и наше богатое культурное наследие».
В заключение, на просьбу дать напутствие молодым швейцарцам, Его Святейшество дал ясный и краткий совет: «Взращивайте любовь и сострадание, развивайте общечеловеческие ценности».
Дорога из Цюрихадо деревни Рикон, где расположен Тибетский институт, вьющаяся среди зеленых швейцарских полей, заняла около двадцати пяти минут. Радостные тибетцы, стар и млад, выстроились вдоль дороги, мечтая хоть краешком глаза увидать Его Святейшество. Он поздоровалсясо всеми,с кем мог, остальным помахал рукой, после чего отправился в Тибетский институт, где его ждали танцоры в красочных нарядах и традиционное подношение. Его Святейшество принял участие в церемонии открытия нового зала для возжигания масляных светильников, а оказавшисьв стенах институтского храма, поклонился главной статуе Будды и занялсвое место.
Чандзо монастыря возглавил молебен о долголетии Его Святейшества, в ходе которого пропели строфы о принятии прибежища, о четырех неизмеримых, «Мольбу к Будде», строфы подношения, молитву к Шестнадцати архатам и подношение мандалы. Пока звучали молитвы, Его Святейшеству поднесли статуэтки трех божеств долголетия. Вслед за тем пропели молитву о долголетии Его Святейшества, сочиненную двумя его наставниками, и снова прочли воззвание к Шестнадцати архатам, добавляя к каждой строфе слова: «Силой этих благословений да будет Лама жить долго, а Дхарма широко распространится».
Обращаясь к собранию, настоятель монастыря в Риконе досточтимый Тхуптен Легмон, поприветствовал представителей швейцарского правительства, Далай-ламу, меценатов и других гостей. «Мы завершили важный молебен о долголетии Его Святейшества, – сказал он, – и мы посвящаем все заслуги, накопленные за последние50 лет, благу всех живых существ. По вашему совету мы знакомим молодых людей с буддийским учением, а также наставляем о любвии состраданиив светском ключе».
Карма Долма Лобсанг, президент Тибетского института в Риконе,в своей вступительной речи сказала, как счастливы сотрудники института, что Его Святейшество смог приехать на празднование 50-летия их учебного заведения. Она рассказала, как два владельца фабрики, которые изначально предлагали тибетцам работу, Анри и Жак Куны, спросили однажды, чем они могут помочь в сохранении тибетской культуры и религии.Так появился этот монастырь. Карма Долма Лобсанг также упомянула, что в институте собрана богатейшая библиотека и предпринимаются шаги, чтобы сделать его еще более значительным центром обучения.
«Пятьдесят лет — это немалый срок с точки зрения нашей жизни в изгнании, – произнес Его Святейшество. – Началось все с того, что Красный крест пригласил тысячу тибетцев поселиться в Швейцарии,и они основали самую большую общину тибетских беженцев за пределами Индии. Поселившись в изгнании,мы думалине толькоо хлебе насущном, но и о сохранении нашей культуры и религии.При этомя помню, что монахам приходилось [много работать, в том числе] строить дороги. Мы попросили индийское правительство помочь нам найти место для их размещения.
Нам предоставили лагерь в Буксе, и мы вынуждены были направить туда полторы тысячи монахов вместо трехсот. Климат там жаркий и влажный, еда быстро портилась, и повсюду свирепствовал туберкулез, к которомуу нас почти не было иммунитета. В конце концов мы смогли перенести монастыри в новые поселения, и сегодняу нас есть монастырские институты всех четырех главных школ тибетского буддизма – сакья, кагью, гелуг и ньингма.
В свое время мы начали диалог между буддийской и современной наукой. Мы обратили внимание ученых на то, что кроме сознания, связанного с нашими пятью органами чувств, у нас есть также ментальное сознание. В то же время объяснения современной космологии показали нам, что гора Меру – центр мироздания согласно буддийским источникам – просто не существует».
Его Святейшество упомянул о том, что есть давняя традиция превозносить великих индийских буддийских учителей прошлого, которых величают Шестью украшениями и Двумя высшими. Все они учились в монастырском университете Наланда, но переченьих имен был не полным.Он не включал нескольких выдающихся учителей, без трактатов которых немыслимо тибетское буддийское образование. Поэтому, по просьбе Его Святейшества, всех этих учителей стали изображать на танках, а он сочинил новую молитву – «Восхваление семнадцати пандитам славной Наланды».
Шантаракшита учредил буддизм в Тибетев VIII веке по просьбе тибетского царя. Он принесв Страну снегов чистую линию традиции Наланды с ее упоромна прилежном изучении философии и психологии, покоящихся на прочном логическом обосновании.
Нас ослепляют привязанность и гнев, но мы можем научиться обуздывать эти разрушительные эмоции. Гнев можно ослабить, развивая любовь и доброту. Однако для начала нужно проанализировать, приносит ли гнев пользу или вред. Главным образом, гнев разрушает покой нашего ума, а любящая доброта помогает обретать друзей, так что мы никогдане будем одиноки.
Оглядев собравшихся, Его Святейшество заметил: «Я знаком со многимииз вас уже долгое время, ваши лица постарели, и это напоминает мне о том, что я сам становлюсь все старше. Я хотел бы сказать вам всем огромное спасибо за помощьи поддержку».
Филип Хепп, управляющий директор Тибетского института в Риконе, произнес слова благодарности. Он сказал Его Святейшеству сердечное спасибо за пятнадцатый визит в их институти добавил, что каждый раз Далай-лама дарит им неповторимое вдохновение.
На залитой солнцем улице Его Святейшество сфотографировался на памятьс монахами монастыря и членами попечительского совета Тибетского института. Потом все снова собрались вместе на обед. После обеда Его Святейшество вышел из институтаи направилсяк машине, готовой отвезти его обратно в Цюрих,и было видно и слышно, как многие тибетские матери наказывали своим малышам смотреть на Далай-ламуи ловить его взгляд. Его Святейшество улыбался и ласково трепал детей по голове.
Празднование 50-й годовщины со дня учреждения Тибетского института в Риконе продолжилось на следующий день на стадионе «Юлекхалле» в Винтертуре.