Опубликовал: Валерий Павлов 07 Октябрь 2018. Опубликовано в Новости сайтов
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 октября – Сегодня утром величественный Дхауладхарский хребет белел на фоне удивительно голубого неба, какое бывает лишь после сезона дождей. Его СвятейшествоДалай-лама вышел из своей резиденции и направилсяв главный тибетский храм Цуглакханга. В храмовом дворе толпились улыбающиеся люди со сложеннымив приветственном жесте руками, желающие поближе увидеть Далай-ламу.
Оказавшись в стенах храма, Его Святейшество помахал толпе, поприветствовал сидящих вокруг его трона лам и занялсвое место.
Из шести с половиной тысяч приехавших на учения, тысяча учеников были из Тайваня, большинство из них члены культурных обществ – участников тайваньской Международной ассоциации тибетской буддийской Дхармы. Кроме того, на учения собрались 500 индийцев,1800 туристов из 66 стран мира и 3200 тибетцев.
Монахи из Таиландав знак благоприятного начала прочли Мангалу-суттуна языке пали. Затем ученики из Тайваня пропели «Сутру сердца» на китайском языке. Его Святейшество завершил утренние молитвы, прочитав строфы приветствия Будде из «Украшения ясного постижения» и «Коренных строф о срединности» Нагарджуны. Затем он поприветствовал собравшихся: «Ученики из Тайваня приезжают в течение многих лет, а сегодня здесь собрались и жители других уголков мира – я приветствую вас всех! Вначале я хотел бы сделать краткий обзор учений Будды. Многим из вас уже знают, о чем пойдет речь, однако другие, возможно, услышат это впервые. В следующей строфе подводится итог наставлениям Будды:
Оставь неблагие деяния; Практикуй шесть парамит; Обуздай свой ум. Таково учение Будды.
Все религии учат нас не причинять вреда другим и взращивать сердечную доброту. Теистические религии проповедуют веру в бога-творца,а нетеистические полагаются на закон кармы. Однако все религии учат помогать другим, а не чинить им препятствия. Как же обуздать свой ум?
Водою Будды не смывают скверны, Страдания существ рукой не устраняют, Другим не переносятпрозрения свои. Они учением существ освобождают.
В Индии ко времени рождения Будды уже были накоплены богатейшие знания по философии и психологии. Повсеместная вера в перерождения поддерживалась сообщениями отдельных людей, помнивших о своих предыдущих воплощениях. Поскольку тело не переходитиз жизнив жизнь, возникает вопрос, что же тогда переходит? Многие школы философской мысли утверждают существование независимого “я”, отдельного от совокупности тела и сознания, которое они называют атманом. Практика усмирения ума опиралась на тренировкив нравственностии сосредоточении,на основе которых можно взращивать мудрость.
Многие индийские духовные практикующие стремились выйти за пределы ненадежного мира желаний с его привязанностями. Погружаясь в медитацию, они пытались достичь более тонких и спокойных мира форм и мирабез форм.
Будда родился в царской семье, однако отказался от благополучной жизни, когда осознал, что страдание пронизывает рождение, болезни, старость и смерть.Он покинул родной дом и стал нищенствующим монахом-аскетом. Благодаря практикам нравственности и сосредоточения, Будда постиг, что “я” – это вовсе не что-то неделимое, независимое и постоянное,а всего лишь обозначение. Он осознал также, что вера в это неделимое, независимое и постоянное “я” лишь усиливает наше цепляние за него. Некоторые полагают, будто “я” подобно хозяину, в подчиненииу которого находятся тело и сознание, его слуги, поэтому рассматривают “я” как нечто отдельное от совокупности тела и сознания.
Обретя пробуждение, Будда постиг бессамостность, идею, диаметрально противоположную концепции неделимого, независимого, постоянного “я”. Говорят, он размышлял так: «Я открыл учение, подобное нектару – глубокое, мирное, свободное от измышлений, несоставное, по сути своей, ясный свет. Если я поведаю его существам, никто его не поймет,а потомуя останусьв лесув молчании».
Его Святейшество объяснил, что, когда спустя некоторое время Будда повстречал пятерых своих бывших товарищей по аскетическим практикам в Оленьем парке близ Варанаси, те тотчас увидели в нем перемены и попросили поведать о его прозрениях. Будда даровал им учение о Четырех благородных истинах – о страдании, причине страдания, прекращении [страдания] и пути, ведущему к [его] прекращению. В том, что касается практики, он разъяснил, что следует познать страдание, преодолеть его причину, достичь прекращения и взрастить путь.
Однако в отношении результата, Будда пояснил, что хотя страдание должно быть познано, нечего познавать. Хотя причина должна быть преодолена, нечего преодолевать. Хотя прекращение должно быть достигнуто, нечего достигать, и хотямы должны взрастить путь, нечего взращивать.
Его Святейшество заметил, что Будда преподал 16 характеристик Четырех благородных истин, четыре для каждой истины. Характеристики истины о страданиях – это непостоянство, страдание, пустота и бессамостность.Его Святейшество добавил, что, с одной стороны, непостоянство подразумевает, что жизнь всегда завершается смертью. На более тонком уровне оно означает, что все вещи возникают, пребывают и разрушаются, уходя в небытие.Еще более тонким будет понимание, что распад явлений изначально заложен в их причине. Так, изменения в наших психофизических совокупностях (скандхах) – сочетании тела и сознания – возникают в силуих собственных причин – кармы и омрачений.
«Очень важно понять, – продолжил Его Святейшество, – что страдания коренятся в неведении.Нам не преодолеть страдание, если мы не будем бороться с неведением, искаженными представлениями о реальности.Мы остаемсяв сетях неведения до тех пор, пока воспринимаем “я” как нечто независимое. Однако пускаясь в поиск этого независимого “я”, мы ничегоне находим.Его нет среди пяти психофизических совокупностей (скандх), составляющих тело и сознание, его также невозможно отождествить с сознанием.
Точно так же, как колесница – это обозначение, наложенное на составляющиеее части, человек – это ярлык, объединяющий психофизические совокупности. Нагарджуна поясняет, что прекращение достигается устранением кармы и омрачений. Карма и омрачения – это порождения концептуального мышления, которое в свою очередь является следствием преувеличения, или умопостроений.
Умопостроения прекращаются в силу постижения пустоты. Если последовательно прикладывать усилия, можно обрести прозрение в пустоту. Изучая труды Нагарджуны и его последователей, мы обнаружим исчерпывающие объяснения отсутствия независимого “я”.
Завесы ума, связанные с искаженными представлениями о реальности,не являются неотъемлемой природой ума, ведь ум по природе своей ясен и способенк познанию. Прекращение [страдания] обретается, когда устранены все завесы. Таким образом, освобождение достигается тщательным очищением ума».
Отвечая на вопросыиз зала, Его Святейшество объяснил, что именно постигается в первую очередь – бессамостность человека или бессамостность явлений. Он привел слова Нагарджуны из «Драгоценной гирлянды»: пока остается цепляние за психофизические совокупности (скандхи), будет и цепляние за «я». Однако в «Среднем ламриме» и «Большом ламриме» Чже Цонкапа первым излагает учение о бессамостности человека, а уже потом переходит к объяснению бессамостности явлений. Его Святейшество заметил, что поскольку Будда даровал нам глубокие учения, мы должны быть прилежными учениками.
«Впервые я услышало пустоте лет 70 назади уже более 60 лет размышляю над этой идеей, – поделился Его Святейшество. – Любознательность – прекрасная черта. В детстве, наблюдая за насекомыми,я хотел узнать, как они появились. Мне было очень любопытно, почему так много видов растений. В последние50 летя также много размышляю о бодхичитте.Я слышал, что в наши дни все больше стариков чувствуют себя покинутыми, однако если вы взращиваете бодхичитту, вы никогдане испытаете одиночества».
В заключение Его Святейшество заметил, что очень важно полностью приручить свой ум, однако нельзя забывать и о теле,а пришло время обеда. Учения продолжились на следующий день.