Печать

Праздник светильников – Зула-хурал

Опубликовал: Валерий Павлов 22 Ноябрь 2018. Опубликовано в Новости сайтов

    alt=

2 декабря 2018 года с 9.00 в дацане «Ринпоче Багша» под руководством досточтимого Еше Лодоя Ринпоче состоится большой праздничный Зула-хурал. Зула-хурал — «Праздник светильников» — проводится двадцать пятого числа первого зимнего месяца по лунному календарю. Этот праздник посвящён великому Богдо Цонкапе, реформатору тибетского буддизма, основателю школы Гелуг, считающемуся земным воплощением Бодхисаттвы Манджушри.
 
Мы называем этого величайшего Учителя вторым Буддой. В этом есть очень глубокий смысл. Второй Будда — Чже Цонкапа, как и было предречено Буддой Шакьямуни, очистил буддийское Учение от привнесённых измышлений, и таким образом, благодаря подвигу великого бодхисаттвы, Учение Будды в чистом виде дошло до нас. Это подвижничество великого Ламы подобно Солнцу и Луне, указующим путь. Именно благодаря трудам этого бодхисаттвы мы и сейчас можем соотносить свою практику с Учением и составлять мнение о правильности пути.
 
Светильники, которые зажигают в этот день, символизируют свет мудрости, уничтожающий тьму неведения, и знаменуют свет Учения Будды, свет Манджушри, свет Ламы Цонкапы. Как наставляет досточтимый Еше Лодой Ринпоче, именно к этому путеводному свету Учения Будды и всех Учителей линии преемственности мы обращаемся в этот святой день посредством повторения молитвы к Ламе Цонкапе — Мигцема.
 
Всезнающий Лобсанг Дагпа Пэл — Чже Цонкапа — родился в 1357 году в районе Цонтар. С самых ранних лет он усердно учился. У досточтимого Шонну Лодоя он изучил содержание Питак и мадхьямаку. В области тантр он считал основной Гухьясамаджу и всегда искал наставлений. Йога-тантры он изучил под руководством Гонсум Чойкьи Пэлпы и Кьюнпа Лхэпы. Лама Цонкапа придерживался точки зрения, что виная — основа всего Учения Будды и усердно изучал её под руководством Кьорлунгпы. Среди соучеников он выделялся тонким пониманием Учения, быстрым освоением наук и логики и необычайной скромностью.
 
Однажды в одном месте собралось много мудрецов, и среди них был Учитель по имени Умапа из Амдо, который имел чистое видение Манджушри.
 
От ламы Умапы Богдо Цонкапа получил посвящение Манджушри и с усердием приступил к практике. За очень короткое время он добился реализации практики и увидел Манджушри напрямую, мог задавать ему вопросы, подобно тому, как ученик спрашивает Учителя, и получал ответы. Большую часть времени в этот период жизни Богдо Цонкапа проводил, созерцая Манджушри, который давал ему наставления. Примерно в это же время его Учителями были кадампинец Чойкьяб Сангпо и Лэкьи Дордже, реализовавший практику Ваджрапани. Под их руководством Лама Цонкапа изучил «Ступени Пути» великого Чжово Атиши и усердно практиковал.
 
Основным духовным Наставником Чже Ринпоче был сакьяпинский монах Чже Рендава. Знаменитое молитвенное обращение «Мигцема» изначально было написано Ламой Цонкапой в честь Чжецуна Рендавы, но великий Учитель переписал его и «вернул» своему ученику, сказав, что тот более достоин.
 
Чже Цонкапа осуществил множество проповедей Учения во всей стране Снежных вершин, что было высочайшим благом для слушающих, и даровал большое количество посвящений и обетов. Слава о нем распространилась во всех направлениях и равных ему не было.
Лама Цонкапа считал, что для достижения состояния Будды недостаточно соблюдать только обеты пратимокши, но также необходимо развивать устремление к Пробуждению ради блага существ и практиковать мудрость, постигающую реальность. Поэтому он написал трактат, излагающий Учение о ступенях пути трех типов личностей — «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» — «Ламрим Ченмо».
 
Кроме этого Великий Цонкапа уделял большое внимание системе Тайной мантры и это нашло отражение в его труде «Нагрим Ченмо» — «Большое руководство к этапам пути Мантры». Особое внимание он уделил Гухьясамаджа-тантре, написав несколько глубоких комментариев, опирающихся на тексты Арья Нагарджуны и его учеников. Общее количество текстов и комментариев, написанных Чже Ринпоче очень велико.
 
В 1409 году Чже Ринпоче учредил большой молитвенный праздник Монлам Ченмо, который и сейчас празднуется во всех монастырях школы Гелуг в первый, так называемый, Белый месяц года. В этом же году им был учрежден монастырь Ганден. От названия этого монастыря происходит и название школы Гелуг.
 
Описать все труды Чже Ринпоче на благо Учения и существ практически невозможно. В 1419 году, передав трон монастыря Ганден своему ученику Гьялцабу Ринпоче, великий Учитель трех миров ушел в чистую сферу.
 
В тексте наставлений, данных Ваджрапани, сказано: «Даже я, Ваджрапани, не смог оценить меру заслуг Лобсанг Дагпа Пэла», и в том же тексте говорится: «Впоследствии он родится бодхисаттвой Мандушригарбхой на небе Тушита. В будущем станет Татхагатой Симхасварой».
 
У Чже Ринпоче было много учеников, и среди них наиболее выдающимися были Гьялцаб Дхарма Ринчен, Кхедруб Гелег Пелзанг, Гьялва Гендун Друп — Первый Далай Лама — основатель монастыря Ташилхунпо в Шигацзе, Джамьян Чодже Таши Пелден — основатель монастыря Дрепунг, Джамчен Чодже Шакья Еше, основатель монастыря Сера, Чже Шераб Сенге, основатель Гьюме — Нижнего тантрического колледжа и монастыря Сегью, Кунга Дондуп, основатель Гьюто — Верхнего тантрического колледжа.

Источник: http://yelo-rinpoche.ru/news/zula_hural_2018/