Опубликовал: Валерий Павлов 27 Декабрь 2019. Опубликовано в Новости сайтов
– Будучи Верховным ламой Калмыкии, а также представителем Его Святейшества в России, Монголии и странах СНГ, вы, конечно, очень занятой человек – духовно-просветительская работа, административные обязанности, лекции, учения… Возможно ли быть деятельным человеком и при этом сохранять покой ума? – Нельзя сказать, что это невозможно. Если мы, например, следуем практикам лоджонг – практикам преобразования ума – то это вполне возможно. У нас также могут быть полезные привычки и склонности, унаследованные из прошлых рождений, которые помогают нам в этом.Их нужно развивать. Очень важно осуществлять развитие бодхичитты каждый день: таким образом мы приучаем себя к мыслио работена благо других, а не себя,и это помогает. Очень многое зависит от того, как мы настраиваемся мысленно, каково наше отношение к работе или поставленной задаче. Если мы делаемчто-то для других, не ожидая похвалы или признания заслуг, мы получаем огромную пользу, поскольку ослабляется эго и чувство«я сделал»,«я заслужил».Мы должны думать: «Я являюсь средством, инструментом, который приносит посильную пользу». – Некоторым может показаться, что ослабляя эго и контролируя ум, делая свой характер мягче, они не смогут осуществлять свою профессиональную деятельность эффективно, поскольку в ней, по их убеждению, требуются противоположные качества: жесткость, напористость, хитрость, изворотливость и прочее.Действительно ли это так, и, взращивая качества святых, будд и бодхисаттв, мы не сможем обеспечить себя необходимым? – Я думаю, что такое в корне неверное понимание возникает, когда люди путают гордыню и сопутствующиеей качества ума и характерас чувством собственного достоинства, самоуважения. К идее «я» можно относиться по-разному. Можно рассматривать ее в позитивном ключе. «Я смогу с этим справиться, я смогу это сделать, я выполню данное обещание, я позабочусьо родителях,я откажусьот жалостик себе,я сделаю свой характер лучше» и так далее. Если есть такое чувство собственного достоинства и практическое воплощение этих мыслей, это будет позитивным. Это делает ваш ум более способным, чистым. Все остальноев жизни следует за этим.И здесьне требуются разрушительные агрессивные качества ума, о которыхвы упомянули.Но если смешивать «я» с гордыней, то это будет именно разрушительным для вас и вашей работы, поскольку это ошибочное понимание. Необходимо очень ясно разделять эти понятия. Самоуважение, чувство собственного достоинства – они не связаныс гордынейна самом деле. Это верав собственные силы, в то, что сможешь сделать то, что нужно, что необходимо, сможешь помочь близким. Ведь если вы не держите слово, не делаете обещанного, не помогаетеи так далее – вы внутреннене уважаете себя сами, не так ли?И тогдавы ищете уважения у других людей. – Часто говорят: «главное – здоровье». Но мы видим, что здоровье тела во многом определяется состоянием ума. – Связь между телесным и умственным, духовным – есть, и это научно обоснованный факт. Конечно, ум и тело имеют глубокую взаимосвязь, хотя мы не можем сказать о каждой болезни, что она обязательно возникла из-за эго. Однако эго мало способствует здоровью, конечно. – Когда я отказываюсьот дурных привычек, излишних желаний, из-за которых приходится периодически лгать, ставить людей в неудобное положение, в общем, усложнять жизнь, то чувствую себя хорошо, легко. Когда иду путем «я хочу», путем потворства импульсам ума, привычкам, амбициям, то многое становится сложным и запутанным. – Цель нашей жизни заключается в том, чтобы обрести счастье и спокойствие.Мы лишаем себя счастья, когда подвержены страстям, гневу, невежеству, зависти, злословию, гордыне, и наша практика медитации и другие духовные практики – они все призваны для того, чтобы устранить негативные состояния ума. Одновременно с устранением таких качеств развиваются любовь, сострадание, мудрость. Постепенно идя таким путем, мы осуществляем первую цель жизни – стать счастливым. Можно сказать, что с самого рождения всем нам присущи и хорошие,и плохие качества. В момент рождения ребенок плачет. Чего он хочет? Любови и заботы. Придя в мир,он своим криком заявляет о себеи своей потребности в заботеи любви. – Раз мы говоримо спокойствии или покое ума, нелишним будет пояснить это подробнее. Мы часто ассоциируем покой с порядком дома и на работе,с тишиной,с отсутствием раздражающих людей и неприятных новостей – внешними факторами, в целом.Не могли бывы пояснить, что это на самом деле? – Покой ума – внутри каждого человека, и он не зависитот внешних факторов, но этому предшествует усердная работа над качествами ума. Затем устанавливается гармония с окружающим миром, и онане зависитот внешнего окружения. На определенной стадии это совершенно очевидно практикующему. – Насколько важна вера для человека? – Вера чрезвычайно важна. Она дает направление человеку в любом возрасте. Она направляет его энергию в правильное русло. Например, вам сто лет – это неважно. У вас есть, куда двигаться на любой стадии жизни. Духовное развитие не знает возраста и ограничений.Но как вера зарождается – вот о чем нам следует спросить себя. Она возникает через убежденность. Вы читаете труд Чже Цонкапы, например. Вы запоминаете его мудрые наставления и стараетесь подмечать, к чему ведет следование им, какие плоды это приносит. И наоборот, какие плоды приносит непослушание, неверие в мудрость древних святых. Вы убеждаетесь, что они правы. На своем опыте. Тогда возникает вера, доверие. Например, вы не тот человек, для которого буддизм – исконная религия. Ваша верав буддийское учение началась потому, что вы начали исследовать. Вы начали подмечать, что изложенные теории работают в вашей жизни. Вы наблюдали,и возникла убежденность из опыта.И эта убежденность развила веру. Если мы имеем веру, то через нее все будет легче. Любой вид деятельности. Любые сложности будут преодолены силой веры. Я желаю вам обрести убежденность на своем личном опыте и иметь сильную, непоколебимую веру. Источник интервью и фото: Ежемесячная газета Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй «Традиционная Сангха России» (выпуск № 24, декабрь 2019 г.).