третий
и последний после
Виная-питаки и Сутта-питаки раздел будд. канона.
Его полное название — Абхидхарма-питака — букв. “корзина, содержащая будд. доктрину”. Появился после раскола буддизма. Предполагают, что каждая
из ранних будд. школ имела свою А.,
но только тексты школ сарвастивада
и тхеравада вошли
в полный свод канонич. текстов. А. пользовалась большим почитанием
у тхеравадинов Юго-Вост. Азии, особенно
в Бирме (Мьянма).
В ней нет к.-л. логической систематизированности,
т. к. А. представляет собой собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации.
Содержание А. составляют вопросы этики, психологии
и эпистемологии. В ней представлены
не изречения Будды,
а точка зрения
на буддизм его учеников
и выдающихся ученых. А. включалась
в канон не всеми школами, напр., махасангхики
не относили ее
к числу канонич. текстов.
Нек-рые школы включали
в Абхидхарма-питаку большую часть Кхуддаканикаи — последней части
Сутта-питаки; 2) специфический метод изложения будд. учения
в Абхидхарма-питаке и абхидхармической лит-ре, отличающийся
от метода изложения в др. разделах канона большей сложностью.
Это связано с тем, что адресатом А. является
не простой верующий,
а подготовленный ученый. Специфичностью этого метода является обезличенность
и академичность изложения, использование средств индукции, анализа
и синтеза, больший интерес
к дефинициям. Это уже не проповедь, а описание мира вокруг
и внутри человека; 3) содержание учения Будды — букв. “высшая дхарма” будд. доктрины.
В корпус абхидхармической
лит-ры включают
и комментарии на осн. тексты,
и учебники, написанные позднее. Йогачары иногда называли А. свои сочинения, независимо от
их содержания. Махаянисты называли А. многие свои тексты, включая праджняпарамитские сутры:
в Китае и Тибете к А. относят “Бриллиантовую сутру”. Осн. абхидхармическими текстами считаются
7 книг школы тхеравада (палийская А.), сохранившиеся
на палийском языке, и
7 книг школы сарвастивада (санскритская А.), дошедших только
в кит. и тиб. переводах
и оказавших большое влияние
на развитие будд. философии.
В разных традициях эти книги приписываются разным авторам.
Н .А. Канаева