ламаистский монастырь
в Бурятии, действующий
в наст. вр. Строился с
1811 по 1816.
В 1816 освящен ламй Ринченом. Божество-охранитель (сахюсан) — Джамсаран. Кроме гл. храма (цокчина) имелось
7 малых сумэ
в честь сл. богов пантеона — Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. А. д. известен тем, что
с самого основания здесь совершался Маанийн (или Арьябалын бутээд) хурал, исполнявшийся ежедневно
4 раза в день. В службе принимали участие все ламы, начиная
от ширетуя (настоятеля)
до нештатного гелунга.
В обычные дни обряд отправляли
1–2 гелунга, в празд. —
8 гелунгов. В 19 в. в А. д. насчитывалось
60 лам-лекарей, велось изучение медицины.
С 1861 при А. д. существовала философская школа цаннит чооре. Далеко
за пределами Бурятии славилась
и печатня А. д., в
к-рой хранились
47 525 ксилографических досок
с тиб. и монг. текстами,
а также деревянные клише
с рисунками и культовыми изображениями.
В А. д. печатались книги по будд. философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантричсские трактаты
на тиб. языке, издавалась популярная дидактическая
лит-ра, словари, справочники
на бур. и монг. языках.
В кон. 30-х гг.
20 в. А. д. был закрыт, его здания частично разрушены, оставшиеся целыми использованы
в светских целях (в гл. храме
в теч. неск. десятков лет размещался туберк. санаторий). Предметы культа
и религ. искусства, изъятые из А. д., были отправлены
в музеи Москвы
и Ленинграда. С 1946 А. д. открыт заново,
в нем действует
1 храм, живет ок.
20 лам. Л.Л. Абаева