(санскр. — сознание-сокровищница, или всесохраняющее сознание) — единое первонач. индивидуальное сознание,
к-рое невыразимо.
В нем накапливаются следы всех прошлых деяний (карма)
и содержатся определяемые кармой “ростки” всех возможных идей
и объектов, являющихся модусами этого сознания. А.-в.
не является абсолютом, оно только относительно реально,
т. к. соотносится
с феноменальным миром,
к-рый, согласно йогачарам, добавившим этот вид сознания
к шести традиционным для буддизма видам сознания, иллюзорен.
В ряду конструируемых А.-в. идей возникают также ошибочные понятия о “Я” как личности и о
“не-Я” — феноменальном мире. Ашвагхоша считал А.-в. ступенью
в эволюции к “таковости” (татхата),
к-рую можно отождествить
с абсолютом. С прекращением действия кармы А.-в. угасает
в нирване, где снимается дуализм “Я” и
“не-Я”. Н. А. Канаева