одно
из ведущих направлений буддизма
на Дальнем Востоке, возникшее
и оформившееся в
5–6 вв. в Китае. Получило название по имени гл. будды этого течения — Амиды. Канонич. текстами А. являются “Три сутры
об Амиде”, в
к-рых отражены осн. догматич. положения данного направления. Целью адепта А. является возрождение после смерти в “чистой земле” Амиды, будд. рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь.
На учение А. о “чистой земле” несомненное влияние оказывали даосские представления
о бессмертных, ведущих блаженное существование
на далеком острове
в океане. Возрождение в “чистой земле” возможно только при помощи будды Амиды, который дал обет перенести все живые существа после
их смерти в свой рай. Верующий
в спасительную силу Амиды должен молить будду
о помощи, повторяя сакральную фразу “Слава будде Амиде!”
и совершая благодетельные поступки. А. получил широкое распространение прежде всего среди сельского населения, хотя
в число его приверженцев входила
и какая-то часть имущих слоев.
В Китае ведущей школой А. была
Цзинту-цзун, теоретики
к-рой систематизировали догматич. положение “Трех сутр
об Амиде” и разработали доктринальный комплекс А. как религ. течения.
В Японии, где А. приобрел исключит, популярность в
13 в., возникло четыре гл. школы
в рамках этого течения — Юдзу
нэмбуиу-сю. Дзёдо-сю, Дзёдо-синсю, Дзи-сю — идеологи
к-рых предлагали несколько отличные друг
от друга трактовки основополагающих амидаистских догм.
А. Н. Игнатович