Словарь буддизма

Печать

АСАНГА

. Опубликовано в А

(4 в.) — великий индо-будд. мыслитель, один из основоположников школы йога-чара, к-рому приписывается в тиб. каноне авторство 19 трудов, в том числе по абхадхарме и праджняпарамите. А. философски развил учения махаянских сутр: 1) об алая-виджняне, или “сокровищнице сознания”, к-рая имеет постоянно меняющееся множество “семян” и “кармических зародышей”, дающих жизнь очередным индивидам сансары, поэтому путь к нирване состоит в прекращении влияния кармы, или в “непрорастании” семян в сознаниях, их множественность иллюзорна, т. е. каждый до освобождения пользуется лишь частицей единого сознания Татхагаты (“Махаянасамграха”); 2) о виджняна-матре, или “только сознании”, к-рое есть поток частиц (дхарм) и их сочетаний, а в задачи его познания входит доказательство нереальности этих конструкций мыслетворчества и реальности самого осознавания этого (“Абхидхармасамуччая”); 3) об идеале бодхисаттвы, или просветленного существа, способного стать буддой, но остающегося в нижних регионах Вселенной ради оказания помощи и спасения других индивидов (“Иогачарабхуми-шастра”); 4) о высшей реальности, предстающей “тремя телами Будды” (см. Трикая) — невыразимое “тело дхармы”, “тело блаженства”, “тело воплощения”, в к-ром будды приходят к людям возвестить истинное учение (“Махаянасамграха”). В. П. Андросов