одна
из школ раннего буддизма
из ветви махасангхика. Возникла ок.
250 до н. э.
в результате раскола школы гокулика. Основателем школы Б. будд. традиция признает архата Яджнявалкью,
к-рый призывал своих последователей донести “глубину истины учения Будды”
до всех верующих, как монахов, так и “непосвященных” (притхагджана). Кроме того, бахушрутийи провозгласили трансцендентность (локоттара) природы ключевых пунктов учения Будды — анитья, дуккха, анатман, шуньята
(см. Шунья) и нирвана. Все остальное в учении Бхагаваты объявлялось бахушрутийями земным (лаукика). Дары, по учению Б., следует делать как Будде, так
и сангхе, несмотря
на то что Учитель находится вне сангхи
и земного бытия. Бахушрутийи проповедовали принцип воздержанности
от категорич. суждений.
Расцвет Б. падает на
3 век н. э.
и связан с именем ее известного теоретика, выходца
из Цент. Азии, ачарьи Харивармана.
Его гл. труд “Сатьясидхишастра” был канонизирован школой,
а сам канон Б. состоял
из шести разделов:
Виная-питака, Суттра-питака, Абхидхарма-питака,
Самьюкта-питака, Бодхисаттва-питака
и Дхарма-питака. Б. практиковали широкую миссионерскую деятельность.
За периоде 1 в. н. э. по
4 в. н.э. монастыри Б. возникли
в Таксиле, Пешаваре,
Тахти-Бахлоле, Нагарджуниконде. Б. просуществовала
до кон. 7 в. н.э.
Л. Р. Фурцева