Буддизм получил распространение
в большинстве европ. стран; будд.
орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич.
во всех странах Зап. Европы,
а также в отд. странах Вост. Европы. Почти
во всех зап.-европ. странах находятся филиалы международной будд.
орг-ции “Интернационал Сока гаккай”. Старейшим
в Европе являются будд.
орг-ции в Германии (с 1903), Великобритании (с 1907), Франции (с 1929).
В 1906 в Лейпциге Общество буддийской миссии Германии провело Буддийский конгресс, в
к-ром приняли участие представители европ. стран
и восточные буддисты.
В 20-30-х гг. будд.
орг-ции возникают во мн. городах
и районах Германии (Берлине, Мюнхене, Гамбурге
и др.). В 1955 в Гамбурге был образован Германский буддийский союз, центр, объединяющий будд.
орг-ции ФРГ.
Во Франции было основано
об-во “Друзья буддизма”, в
к-ром состояли ученые-буддологи
и последователи будд. учения. Наиб. крупной
и влият. орг-цией в Европе считается Буддийское общество Великобритании (основано в 1924), издающее журнал “The Middle Wey” (“Срединный путь”),
к-рый публикует информацию
о буддизме в европ. странах и
в США. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926), Лондонская буддийская вихара (с 1954), храм Буддхападипа (с 1966), Тибетский центр, Британская буддийская ассоциация (с 1974), Дзэнский тренировочный центр. Друзья западной буддийской общины
и др. Всего таких
орг-ций ок. 40, они являются членами Буддийского общества Великобритании. Большую роль
в распространении буддизма
в Европе сыграли восточные буддисты-миссионеры,
к-рые занимались активной пропагандой
и популяризацией буддизма
в странах зап. мира.
С серией лекций
в ряде европ. стран выступил
Д. Т. Судзуки. оказавший большое влияние
на формирование зап. буддизма. Мн. члены будд.
об-в в Европе являлись известными буддологами, талантливыми проповедниками буддизма. Б. в Е. практикуется
в многочисл. группах, сформировавшихся вокруг гуру вост.
и зап. происхождения; помимо этого
он стал частью интеллектуальной жизни
на Западе, его отдельные положения использовали философы-экзистенциалисты, теоретики психоанализа, “нового левого” движения, молодежной контркультуры. Особенно большое число последователей буддизма
в Европе отмечалось
в сер. 20 в., когда ею идеи были популярны среди
“детей-цветов”, поколения хиппи
и битников. Е. С. Сафронова