Традиционные районы России, где живут буддисты, — Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская
и Иркутская области. Буддизм
на терр. нашей страны представлен школой гелугпа (“школой добродетели”),
к-рая является разновидностью тибетского буддизма, сложившегося
на стыке направлении махаяна
и ваджраяна. Калмыки приобщились
к буддизму в кон. 16 в. в Джунгарии (Китай), а в
17 в. они перекочевали
в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию.
Уже в тот период
у калмыков появилась будд.
лит-ра, переведенная
с тиб. на калм. язык.
В Забайкалье монг.
и тиб. ламы появились
в пер. пол.
17 в. За короткое время большинство забайкальских бурят приняло буддизм.
В 1764 настоятель старейшего
в Забайкалье Цонгольского дацана (осн. в 1741) Дамба Доржи Заяев стал главой бур. духовенства
с званием Бандидо
Хмбо-лама. На терр. Тувы буддизм утвердился
к кон. 18 в., вобрав
в себя местные шаманские верования
и культы. В 17—18 вв. преобладали ламы, жившие вне дацанов, что было вызвано кочевым образом жизни бурят, калмыков, тувинцев, однако позднее ламы стали жить преимущественно
в монастырях. Накануне окт. революции
1917 на терр. Бурятии имелось
47 дацанов, в
к-рых проживало более
10 тыс. лам
и послушников: в Калмыкии действовали
28 больших и
64 малых хурула (передвижные монастыри
в кибитках), к-рые обслуживали более
2 тыс. духовных лиц:
в Туве было
19 монастырей и молелен (хурэ), при
к-рых пребывали
3 тыс. лам
и послушников. В 1915 в Петрограде был построен будд. храм, реквизированный
гос-вом в 1938.
В. И. Корнев