Как сообщают ср.-век, кит., арабские, персидские
и иные авторы,
до утверждения на территории совр. Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана
и юга Казахстана ислама (8—9 вв.) был широко распространен буддизм.
Эти данные получили неоспоримое подтверждение, когда в 20-е гг
20 в. в данном регионе развернулись археологич. изыскания.
Уже первая крупная археологич. экспедиция сов. ученых в Ср.
Азию в 1926–1928 открыла на юге Узбекистана,
в районе г. Термез два крупных будд. памятника
и нашла фрагменты будд. скульптур. Вскоре, в
30 — нач. 40-х гг., были обнаружены еще одна будд. постройка
на юге Узбекистана
и три —
на севере Киргизстана. После Великой Отеч. войны открытия будд. сооружений в Ср.
Азии продолжались. В результате многолетних работ сов. исследователей сейчас таких памятников известно более 25.
Это — будд. монастыри, храмы, святилища, ступы
и иные постройки, относящиеся ко 2—10 вв. н. э. Изучение этих памятников
и часто лаконичных
и расплывчатых свидетельств письменных источников позволяет выявить общую картину истории Б. в
С. А. Материалы, к-рыми ныне располагают ученые, говорят
о том, что широкое распространение Б. в С. А. началось
в первые века н. э.,
в период вхождения значит. части этого региона
(в первую очередь южн. земель)
в состав могуществ. Кушанской державы,
во времена своего расцвета (2—3 вв.) охватывавшей территории совр. Афганистана, сов. республик Ср. Азии, Пакистана, Сев. Индии и, вероятно, нынешнего Синьцзяна (КНР)
и создавшей благоприятную обстановку для деятельности здесь будд. проповедников
и создания будд. общин.
В кушанскую эпоху (1—4 вв.) и
в период раннего средневековья (5—10 вв.) судьба буддизма
в разных историко-культурных областях Ср.
Азии складывалась по-разному. В Бактрии (в средние века — Тохаристан), области, занимавшей север совр. Афганистана
и южн. районы Таджикистана
и Узбекистана, буддизм сосуществовал
с династийным культом кушан
и древними местными верованиями зороастрийского, авестийского или маздеистского круга. Сохранял
он здесь свои позиции
и позже, когда
в Тохаристан проникли
и зороастризм сасанидского толка, ставший гос. религией Сасанидского Ирана,
и манихейство, и христ-во. Последние будд. монастыри были уничтожены здесь,
по-видимому, мусульманами в 8—9 вв.
За много веков существования
в данном регионе буддизм утвердился
не только в крупных городах
и торговых центрах,
но проник и
в сельские поселения.
В древней Маргиане (Мервский оазис,
юго-восток совр. Туркменистана) буддизм сосуществовал
с офиц. религией Сасанидов — зороастризмом
и погиб вместе
с Сасанидским гос-вом при завоевании его во вт. пол.
7 в. арабами.
Проник же буддизм
в Мерв скорее всего
из Бактрии-Тохаристана. Оттуда же буддизм распространился и
в цент. область Среднеазиатского междуречья — Согд.
По словам кит.
монаха-буддиста, совершавшего ок.
630 н. э. вместе
со знаменитым паломником Сюаньцзаном путешествие через Ср.
Азию к святыням Индии, буддизм
в Согде был
в то время
в упадке: два будд. храма
в его столице — Самарканде стояли
в запустении, без монахов,
а если кто-л. приходил туда
на поклонение, то местные жители-“огнепоклонники” (видимо, зороастрийцы) прогоняли его прочь.
Судя по этому
и др. сообщениям ср.-век. авторов, буддизм
в Согде ранее существовал, однако более конкретно
о буддизме в Согде в кушанский период судить пока трудно
из-за скудости фактич. данных.
В сев.-вост. областях Ср.
Азии — в долинах Ферганы и
р. Чу (север Киргизстана) известны шесть будд. построек
7–10 вв., отд. находки будд. статуэток, других изображений
и надписей. Все это позволяет говорить
о распространении здесь буддизма
в раннем средневековье.
Он сосуществовал с зороастрийскими культами, языческими верованиями тюркских племен,
христ-вом и, возможно, манихейством. Когда
и каким путем проник буддизм
в Фергану и Чуйскую долину — пока
не ясно: его сюда могли занести буддисты
из Индии (через Бактрию-Гохаристан
и Согд или через Синьцзян),
и буддисты-согдийцы или тохаристанцы,
и буддисты Синьцзяна или китайцы. Свидетельства ср.-век. авторов
и найденные в Ср.
Азии будд. тексты
и надписи говорят
о том, что во 2—8 вв. этот регион был важным центром буддизма
на одном из гл. путей распространения этой религии
из Индии в Цент. Азию и на Дальний Восток, куда проникали
и среднеазиатские проповедники, переводчики
и комментаторы будд. сочинений,
а также и выработанные не
в Индии, а именно в среднеазиатских областях типы будд. храмов
с обходными коридорами вокруг целлы-святилища, изображения Будды
в окружении языков пламени
и др. В домусульманской Ср.
Азии получили распространение различные будд. течения
и школы: махасангхиков, вайбхашиков, сарвастивадинов. Будд. общины прекратили свое существование
в Согде, видимо,
к началу 7 в., возможно вследствие усиления влияния Сасанидского Ирана, а в др. областях — по мере утверждения там ислама:
в Мерве в
7 в., в Тохаристане и Фергане в 8—
9 вв., в долине р. Чу в 8—10 вв.
В эпоху развитого
и позднего средневековья кратковр. появления в Ср.
Азии и в Казахстане буддизма связаны
с отд. купцами и, возможно, проповедниками
из Тибета, Синьцзяна
и Индии и
с вторжениями из Цент. Азии кочевых племен — монголов, калмыков
и др. Б. Я. Ставиский