Словарь буддизма

Печать

БУДДИЗМ В ТАИЛАНДЕ

. Опубликовано в Б

Представители разл. школ буддизма обосновались на терр. совр. Таиланда задолго до ее заселения тайскими народами. Местная будд. традиция связывает распространение буддизма с миссионерами царя Ашоки. Археологич. раскопки свидетельствуют о появлении здесь будд. общин во 2 в. н. э., когда была создана огромная ступа в Након-Патоме. С 7 в. начинается переселение тайских народов с терр. Южн. Китая. Кхмерские цари использовали таи в качестве наемников, предоставляя им земли в долинах р. Менам. В 11—12 вв. возникают крупные воен. поселения таи: Чиангсен, Саванкалок, Питсанулок, Сукхотай и др., ставшие впоследствии столицами тайских гос-в. Волей судьбы тайские народы оказались в центре историч. событий Индокитая, вступив в контакты с представителями разл. будд. школ махаяны, тхеравады, сардастивады, к-рые обосновались на Суматре, Яве, Ланке, п-ове Малакка, в Паганской и Ангкорской империях, в гос-вах Пегу, Дваравати и др. В 13 в. появились первые тайские гос-ва, из них Сукхотай (13—14 вв.) становится одним из крупнейших религ. центров Юго-Вост. Азии. Культура Сукхотая представляла собой синтез многих культур: через Паган и Дваравати таи восприняли будд. концепции толка тхеравады; у монов заимствовали иконографию; у кхмеров — искусство зодчества и эпос “Рамаяна”. В результате такого синтеза в Сукхотае сложилась новая школа будд. зодчества и изобразит, искусства, к-рая стала доминирующей на всей территории Таиланда. В 1350 появилось тайское гос-во Аютия (Сиам), а с сер. 15 в. в нем был установлен культ дева-раджи (“бога-царя”)индо-будд. культ брахманизма, шиваизма, вишнуизма и тантризма, сложившийся в Камбодже. На практике это означало перенесение индо-будд. космологич. и космографич. представлений в сферу административных и сословных отношений, сочетание мощи и силы “бога-царя” с вечным моральным законом — дхармой. В корол. декрете 1740 подчеркивалось, что “только король — наивысший на земле, он подобен богу. Он может заставить большого человека подчиниться маленькому, и наоборот. Приказ короля подобен небесному топору. Если им ударить но деревьям или горам, последние не выстоят и будут уничтожены”. В 1767 Аютия была захвачена и разрушена бирманцами, а после изгнания последних к власти пришла бангкокская династия Чакри (с 1782 до наст. вр.), при к-рой буддизм толка тхеравады стал гос. религией. Будд. монастыри стали главными ин-тами в сельских районах, в них скапливались богатства, они были чаще всего единств. местом, где крестьяне могли получить образование, мед. помощь, приют для престарелых. Поэтому корол. дом уделял много внимания вопросам управления, контроля и реорганизации сангхи в национальном масштабе. При Раме III (правил в 1824—1851) контроль за сангхой стал осуществляться с помощью экзаменов, проводившихся 1 раз в 3 года. Рама IV (правил в 1851—1868) разделил сангху на 2 секты: Маханикай и Тхаммаютникай; для посл. характерно строгое соблюдение монаш. образа жизни. К кон. 19 в. концепция “бога-царя” была заменена на концепцию просвещенного монарха — защитника и покровителя сангхи. В 1902 был обнародован декрет о создании адм. системы сангхи, тождественной гос. системе. В 1941 религ. образование было отделено от светской системы просвещения. В наст. вр. управление сангхой делится на администрацию провинции, района и тамбона. Тамбон состоит из 10—20 деревень и включает минимум 5 монастырей. Ок. 50 тыс. деревень сведены в 5100 тамбонов. Самой мелкой адм. единицей является монастырь, к-рых в стране более 32 тыс. Ответственность за монастырь несет настоятель, назначаемый будд. комитетом района или провинции. Провинц. комитет отвечает за состояние буддизма в провинции, его пропаганду, организует обществ. работы по строительству и ремонту монаст. зданий. При каждом монастыре имеется религ. совет, в состав к-рого входят старшие монахи, представители деревенской элиты, в их числе богатые меценаты. При такой системе религ. активистами оказываются не только 400 тыс. членов сангхи, но и сотни тысяч уважаемых граждан страны. Ведущую роль в подготовке кадров играют будд. университеты Махамакут и Маха Чулалонгкор, расположенные в Бангкоке. Там же находится штаб-квартира международной орг-ции “Всемирное братство буддистов” (ВББ). В стране функционируют 2 крупные орг-ции: Ассоциация буддистов Таиланда и Ассоциация молодых буддистов, в к-рые входят будд. организации гос., обществ, и части, предприятий и учреждений, учебных заведений, воинских подразделений. Эти ассоциации и их многочисленные филиалы занимаются пропагандой буддизма через ТВ, радио, печать, организуют семинары, фестивали, праздники, конкурсы и т. д. В кон. 70-х гг. появились новые будд. об-ва в ун-тах и вузах, ставящие целью обновление буддизма. Новое идеологич. направление буддизма имеет историч. перспективу и, вероятнее всего, станет политическим. В. И. Корнев