Словарь буддизма

Печать

БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ

. Опубликовано в Б

формируется как синтез идей махаяны и ваджраяны, к-рые постепенно проникают на его территорию из Индии, Цент. Азии, Китая. В процессе своего формирования тиб. буддизм видоизменяет культы и ритуалы древней религии Тибета бон, воспринимает ин-т оракулов, театрализованное действо цам, отд. обряды, местные божества и т. д. Тиб. традиция относит начало проникновения буддизма в страну ко времени полулегендарного правителя Лхатхотхори (2 в. н. э.). При царе Сронцзангамбо (620—649) буддизм становится гос. религией. В правление царя Тисрондецана (775—797) приглашаются инд. проповедники Каталашила. Шантаракшита, Падмасамбхава — основатель тиб. школы ньингмапа; в это же время (779) строится Самье — первый будд. монастырь, где во время Собора происходил диспут между Камалашилой и Хэшаном, кит. монахом, последователем школы чань. После гибели царя Ралпачана (815—838) буддизм приходит в упадок. С 10—11 вв. при поддержке феод. семейств Зап. Тибета начинается новый период распространения буддизма, продолжавшийся и в 12—13 вв. Он характеризуется формированием новых школ: сакьяпа, кагьюдпа, кармапа, нодпа, чжонангпа и т. д. Общими для всех этих школ являются понятия кхорба — “мир перерождений” (сансара), ньянган лэ дапа — “освобождение от мира страданий” (нирвана), лэм — “путь” (марга); однако “путь” от “мира перерождений” к “освобождению” от этого мира может реализоваться по-разному. Отличие одной школы от другой выражается в разных традициях устной передачи осн. доктрины школы, правилами совершения служб и ритуалов, обрядности, составом пантеона (разные идамы — божества-покровители и чхойкьонги — божества-защитники). Активизация буддизма сопровождалась приглашением новых проповедников, в их числе – Атиша, чье учение стало базовым для школы кадампа: новыми переводами сутр и тантр, созданием комментариев к ним. В 14 в. весь комплекс будд. переводной литры кодифицируется в Канон — Ганджур и Данджур знаменитым ученым Будоном. В начале 15 в. при содействии проповедника и ученого Цзонхавы возникает школа гелугпа, учение к-рой к сер. 17 в. определило теократич. форму правления в Тибете, существование институтов Далай-ламы и Панчхен-ламы, тулку. После событий 1959 Далай-лама XIV покидает Тибет: кит. пр-во утверждает Панчхен-ламу Х председателем адм. совета, сохранив при этом небольшое количество будд. монастырей, к-рые подверглись разрушению во время культурной революции. С 1976 положение нормализуется в соответствии со статьей о свободе вероисповедания кит. конституции. В 1980 кит. пр-во и власти Тибетского автономного района начали реставрировать разрушенные святыни, а в 1983 была создана будд. академия, где обучаются будущие священнослужители. Е. Д. Огнева