одно из гл. направлений махаяны
и буддизма в целом, в рамках к-рого создано поразительное многообразие систем йогич. практики, памятников
лит-ры и искусства. К кон. 1 тыс. н. э. В. стала доминирующей формой инд. буддизма,
в разл. историч. периоды она имела распространение
на Шри-Ланке, в Индонезии, Кит. В. сохранилась
в Японии со времен Кукая, основоположника школы
Сингон-сю, но полное господство В. получила
в Тибете, где она считается венцом учения Будды.
По инд.-тиб. традиции существует два типа махаяны — “причинная” колесница парамит и “результативная” колесница тайной мантры,
т. е. В. Др. названия В. — тантра, питака видьядхар.
Цель у обоих типов одна,
но методы разные.
Сторонники В. утверждают, что путь тайной мантры значительно могущественнее
и может привести
к достижению состояния будды не
за много кальп, как
в обычной махаяне, а
за одну жизнь.
Суть особого метода В. в
т. н. йоге божественных форм,
к-рая ускоряет обретение второго из “двух тел Будды”, то есть “земного тела”
(см. Трикая). Лит-ра В. поистине безбрежна. Тысячи текстов В. вошли
в тиб. будд. канон, десятки тыс. произведений были созданы
и создаются для пояснения
и развития идей канона.
Влияние В. в ареале распространения тиб. буддизма, включая Россию,
в значит. мере определило характер будд. культуры.
А. А. Терентьев