(312-385) — один
из крупнейших представителей раннеср.-век. южнокит. буддизма.
В 12 лет принял монашество. Первонач. учился под руководством будд. проповедника Фо Тудэна, позднее создал свое направление, получившее название «школы исходного отсутствия» («Бэнь
у-цзун»). поскольку Д. отождествил будд. понятие «пустота» (шуньята)
с категорией классич. кит. философии «отсутствие» (у), обозначавшей первосубстанцию, потенциальное неоформленное бытие. Важнейших
в деятельности Д. была
орг-ция переводческой работы будд. проповедников, написание предисловий
к переводам инд. текстов
и разработка учения об «исходном отсутствии», совместившем будд. доктрину праджни (мудрости)
с философией даосск. школы
«Сюань-сюе» («учение
о сокровенном»), особенно
с учением Ван Би (226-299). Д. много сделал для консолидации будд. монашеской общины (сангхи)
в Китае. Он ввел обычай, по
к-рому каждый монах получал при пострижении фамильный знак «Ши»
(от первого слога имени Будды Шакьямуни
в кит. прочтении).
Е. А. Торчинов