титул,
к-рый носили лица, занимавшие пост главы ламаистской церкви Монголии. Впервые
он был присвоен в
1650 Далай-ламой V сыну правителя Тушетухановского аймака Монголии.
Эта акция была формой заключения союза между обладающим значит. политич. влиянием монг. ханом
и иерархом школы гелугпа
в Тибете. Д.-д.-х. был первым
из духовных лиц Монголии,
с детства предназначенным его отцом
к духовной карьере,
и первым, кто посетил Тибет
с целью получения титула лично
от Далай-ламы. Одновременно
с получением титула Д.-д.-х. был объявлен перерожденцем (хубилганом) Таранатхи, проповедника буддизма
в Тибете, а позднее сам получил право присваивать духовные титулы.
При отсутствии гос.
и религ. единства
Монголии Д.-д.-х. первоначально был религ. главой только Тушетухановского аймака.
По мере того как аймаки Халхи, теснимые
с запада воинственным джунгарским ханом Галданом, а
с востока — Маньчж. империей, потеряв надежду
на самостоятельность, по очереди признавали себя вассалами последней, росли значимость
и лидерство Д.-д.-х.
В 1691 на Долоннорском съезде князей при окончательном оформлении включения всех хошунов Халхи
в состав Маньчж. империи, Д.-д.-х. был назначен главой всей ламаистской церкви той части Монголии,
к-рая оказалась вассалом империи. Всего
в истории Монголии было
8 носителей титула Д.-д.-х. Наиб. замечательная фигура
из них — первый Д.-д.-х., известный еще под двумя именами: как глава церкви
Ундур-гэгэн и как скульптор Дзанабадзар.
Н. Л. Жуковская