яп. будд. школа, основанная
в кон. 12 в. монахом Хинэном. Идейной базой учения Д.-с. являлся амидаизм. Канонич. тексты школы —
т. н. Три сутры об Амиде и "Рассуждения о «чистой земле» индийского будд. философа Васубандху. Кроме того, Хонэн при систематизации доктрин Д.-с. использовал труды кит. теоретиков
и практиков амидаизма (прежде всего Шаньдао).
В учении Д -с. отсутствует четко сформулированная филос. доктрина, главное внимание уделяется проблеме спасения живого существа
в век «конца Закона».
Пути спасения делятся на «трудный», когда адепт опирается
на собственные силы, и «легкий», когда спастись ему помогает будда Амида.
Цель спасения состояла
в возрождении после смерти в «чистой земле» будды Амиды,
к-рая трактовалась как особая территория далеко
на Западе, где возродившиеся пребывают
в блаженном состоянии.
Этот будд. рай
и дал название школе («дзедо» — «чистая земля»). Религ. практика адептов Д.-с. включала
в себя знание догматики школы, медитирование
и нэмбуцу — произнесение фразы «Наму Амида Буцу!». После смерти Хонэна школа распалась
на пять фракций.
В 13 в. учение Д.-с. являлось одним
из самых популярных течений в яп. буддизме, оно распространялось прежде всего среди сельского населения.
В наст. вр.
в Японии более
5 тыс. храмов, принадлежащих разл. ответвлениям школы, количество адептов — более
8 млн чел.
А. Н. Игнатович