одна
из наиб. влият. будд. школ
в Японии. Согласно традиции, это учение пришло
из Индии, но
в действительности оно возникло
в Китае в нач. 6 в. н. э., впитав
в себя элементы многих будд. направлений; мадхьямиков, йогачаров,
Хуаянь-цзун; несомненно,
нек-рое влияние
на идеи чань оказал даосизм. Д. признает реальность феноменального мира,
но воспринимает его как неистинный. иллюзорный, «ничто» (му). Только при помощи медитации можно постичь свою изначальную природу,
к-рая есть
не что иное, как «сущность будды» (буссё). достичь пробуждения (сатори)
и после этого постичь истинную природу вещей, увидеть
их сокровенную суть
и осознать свою причастность
ко всему сущему. Большое внимание уделяется в Д. проблемам психотренинга, для чего используются прежде всего практики дзадзэн
и коан. Из учения Хуаянь Д. позаимствовал идею
о тотальной взаимосвязи общего
и частного, что выражается принципом «все
в одном, одно
во всем». Д.
не признает существования вселенского Будды, считается, что
он наличествует в каждом индивидууме,
к-рый в свою очередь тождествен абсолюту
и является вместилищем неогранич. возможностей. Существование
в мире каких-либо принцип. оппозиций есть фикция, порождение «замутненного» сознания.
В действительности же между субъектом
и объектом, нирваной
и сансарой, жизнью
и смертью, знанием
и невежеством не существует никакой разницы. «Пробужденное» сознание приравнивается к «безмыслию» (мунэн),
а мир предстает для него недвойственным (фуни).
В то же время Д. подчеркивает важность активного отношения
к миру, реализации
в нем творч. энергии. Д.
не приемлет крайнего аскетизма: человеч. желания должны
не подавляться, а направляться в духовные сферы. Сокровенные истины, считают последователи Д., передаются
не через будд. трактаты, а
«от сердца, к сердцу», от учителя к ученику. На раннем этапе своего существования
в Китае чань выступал против любых авторитетов, против необходимости изучения свящ. будд. текстов.
Но с течением времени
(в Китае, а еще в большей степени
в Японии) декларируемые иконопластические
и антиавторитарные принципы спокойно могли сосуществовать
с богатейшей письменной традицией, усиленным
и глубоким изучением
и комментированием писаний др. наставников, равно как
с почти харизматич. отношением
к своим непосредственным наставникам, к
их трудам и высказываниям. Повышенное внимание обращалось
на строгость наследования опред. традиции, что привело
к дроблению подшкол Д.
на отд. ветви, обладавшие
не всегда отчетливо выраженными,
но только ему присущими тенденциями.
В Японии существовало более
50 разных ветвей Д.
В Китае расцвет чань приходится
на время правления династии Тан (618-907).
В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на «пять домов
и семь школ», дробление
к-рых продолжалось и
в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники чань, как Мацзу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюань
и др. Впервые Япония познакомилась
с теорией и практикой чань-буддизма только
в кон. 12 в., когда его история
в Китае уже насчитывала неск. Веков.
Два осн. направления яп. Д. —
Риндзай-сю и Сото-сю получили
в Японии распространение прежде всего благодаря усилиям соответственно Эйсан
и Догэна. Вслед
за ними мн. японцы отправлялись
в Китай для изучения философии чань,
а кит. миссионеры
в свою очередь прибывали
в Японию и распространяли там свои идеи.
Ко времени знакомства японцев
с чань он претерпел в Китае сильные видоизменения.
От былого бунтарского чань оставалась лишь жалкая тень. Жизнь
в чаньских монастырях строжайшим образом регламентировалась монаст. уставами,
а вместо религ. практики монахи чаще предпочитали заниматься литературным трудом или изящными искусствами. Поэтому яп. Д. имеет много общих черт именно с «постхаризматич.», монаст. чань. Начало распространения Д.
в Японии совпало
с переходом власти
в руки самурайского военного сословия,
к-рое остро нуждалось
в собств. идеологии.
Декларируемое Д. отрицат. отношение
к письм. слову
и кажущаяся простота дзэнской философии больше импонировали вкусам
и запросам малограмотных самураев, чем сложные филос. концепции таких школ, как
Тэндай-сю или
Сингон-сю. Одновременно через посредство Д. самураи получали возможность приобщиться
к кит. культуре,
к-рая удовлетворяла их
в значительно большей степени, чем предельно эстетизир. национ. культура, культивировавшаяся
в придворной среде. Сёгунское
пр-во осознало возможность использования Д.
в качестве интегрирующего социального фактора
и постаралось подчинить дзэнские монастыри правительств. контролю.
По существовавшему в Китае образцу была создана иерархия. система «пяти гор
и десяти храмов» (годзан дзиссацу), в
к-рую включались почти все монастыри Риндзай. Храмы Сото, расположенные преимуществ,
в провинциях, не входили в эту систему
(за исключением подшколы Ванси)
и поэтому обладали большой степенью внутр. свободы. Наивысший расцвет Д.
в Японии приходится на
14–15 вв.. когда дзэнские монахи выступали
в роли советников
и наставников при сёгунском
и императ. окружении. Монастыри годзан были крупными центрами культурной деятельности, там возникла богатейшая дзэнская
лит-ра на кит. языке
(см. Пяти гор литература) — годзан бунгаку.
И все же на протяжении эпохи Муромати (1333-1568) Д.
в осн. оставался достоянием людей образов., независимо
от того, к каким соц. слоям они относились.
Нек-рые проповедники пытались распространить идеи Д. и
в среде простого народа, для чего отказывались
от кит. языка
в пользу яп. Наиболее рано эта тенденция проявилась
в направлении Сото, где уже Догэн создавал свои сочинения на яп. языке.
В эпоху Токугава (1603-1868) в Д., как и
в других будд. школах., шел активный процесс переосмысления накопленных идей
и знаний в сторону большего прагматизма
и синкретизма. На протяжении всей своей истории Д. оказывал сильнейшее влияние на мн. сферы яп. культуры
и традиц. эстетики, что нашло яркое отражение
в таких национ. искусствах, как монохромная живопись, икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство разбивки садов, разные виды военных искусств (кэмпо), яп. поэзия
и драма Но. Простота, естественность, спонтанность, гармония — эти эстетич. принципы
не только стали неотъемл. чертами яп. искусства, но и
во многом определяли отношение
к жизни для японцев.
В 20 в. благодаря усилиям прежде всего
Д. Судзуки (1870-1966) Д. стал достоянием зап. культуры. Многие зап. философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли интерес к Д.
и пытались приспособить его идеи
к собств. творчеству.
Отголоски Д. можно обнаружить
в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака,
в поэзии Г. Снайдера и
А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и
А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа,
в философии А. Швейцера, в трудах по психологии
К. Г. Юнга и
Э. Фромма. В 60-х гг. «дзэнский бум» охватил многие америк.
ун-ты и придал опред. окраску движению битников.
В наст. вр. Д.
не является самой массовой школой яп. буддизма,
но продолжает сохранять довольно прочные позиции. Число приверженцев Сото ею оценивается в
7 млн, Риндзай-сю — в
3 млн человек. Монастыри
и центры по изучению Д. существуют и
за пределами Японии — прежде всего
в США и Зап. Европе (Франция, Англия, ФРГ
и др.). А. М. Кабанов