чрезвычайно важный
и многозначный термин
не только буддизма, но
и всей инд. философии. Палийский термин употреблялся
в основном школой тхеравада, санскр. —
в школах махаяны. Санскр. форма слова «дхарма» — производная
от арийск, корня dhar — утверждать, поддерживать, защищать; переводится как «система», «доктрина», «религия», «добродетель», «моральное качество», «долг», «справедливость», «закон», «образец», «норма», «идеал», «истина», «форма», «условие», «причина», «порядок мироздания» — значение зависит
от контекста. Можно выделить
5 групп основных значений термина Д.: 1) доктрина; к.-л. учение, излагаемое
в систематич. форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком;
в буддизме — учение Будды; 2) правило; правильное поведение; справедливость; закон: праведность; 3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина
и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Д. как следствие
(в этом значении она употребляется
в Дхаммападе: «Все дхармы
(т. е. все феноменальное) сотворены мышлением»). Приложение слова «дхарма»
к феноменальному миру указывает
на его упорядоченную структуру; мир — это выражение закона; 5) высшая реальность — точечные моменты бытия, вспышки психо-физической «энергии».
Уже в раннем буддизме
элементы-дхармы классифицируются трояким образом: по скандхам (Skandha), аятанам (ауtanа)
и дхату (dhatu).
По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала),
т. е. личность, с
к-рой люди имеют дело
в повседневной жизни.
С т. зр. же «высшей реальности» эта личность нереальна,
т. к. складывается из
5 скандх элементов: а) телесных Д., составляющих тело (рупа); б) Д. ощущений
и чувств (ведана); в) Д. восприятии, представлений (самджня); г) Д. кармических «формирующих факторов» (самскара); д) Д. сознания, различительного знания (виджняна).
С т. зр. процесса познания все Д. делятся на
12 «сфер познания» (аятана),
6 внутренних и
6 внешних, или
6 познават. способностей и
6 соответствующих им объектов. Классификация по «классам элементов» (дхату) основывалась
на предыдущей классификации,
но была более подробной:
в ней к
12 сферам добавляли
6 модусов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и т.-п.),
к-рые и формировали, с т. зр. буддистов, единый поток сознания.
В махаяне Д. иногда трактовалась как синоним татхаты
(см. Дхармакая). Н. А. Канаева