благое действие (положит. поступок), влияющее
на формирование хорошей кармы. Антонимами этого термина являются апунья (дурные поступки)
и папа (зло), формирующие плохую карму.
В концепцию заслуги включены такие понятия, как благие потоки, дурные потоки, поле благой заслуги, источники заслуги, передача заслуги, заслуги, формирующие хорошую карму чувственного мира, заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного
и чистого сознания,
и др. понятия.
В буддизме тхеравады сангха именуется “несравненным полем заслуги
в этом мире”, что обосновывается двумя гл. канонич.,
т. е. не подлежащими сомнению, положениями.
Во-первых, сангха была основана самим Буддой,
ее члены слушали поучения
из его уст.
и традиции “слушавших самого учителя”
с тех пор сохраняются
в будд. общине.
Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги
с помощью медитации.
В канонич. текстах описываются
6 стадий накопления заслуг через медитацию: воспоминание
о постоянном, незримом присутствии
в сангхе Будды; воспоминание
об учении Будды; воспоминание
о праведном образе жизни членов сангхи,
о восьмерых великих учениках Будды,
к-рые выполняли свои функции попарно; воспоминание
о несокрушимости морального облика члена сангхи; воспоминание
о радости, к-рую приносит просветление; концентрация
на богах, божествах, небесных существах
и перенесение их достоинств в личность медитатора. Попав
в сангху, верующий начинает непрерывно улучшать свою карму.
Путь в сангху обусловлен четырьмя “потоками”: дарением одежды, подношением пищи, обеспечением жильем
и лечением членов сангхи.
В сутрах и комментариях к ним расписаны осн. благие поступки — “десять благих деяний”,
к-рые должен совершить монах
и мирянин. В цепи причинно-следственных отношений возрождение — карма — заслуга именно последняя является активным агентом, определяющим состояние всех сфер существования. Важнейшие трактаты тхеравады — “Вимуттимагга” и “Висуддхимагга”, считающиеся будд. энциклопедиями, описывают путь
к просветлению через механизм реализации заслуг, подразумевая под ним прохождение по восьмеричному пути. Благодаря возможности накопления заслуг уровень существования человека становится центральным
в системе будд. мироздания,
а сам человек возвышается над сверхъестеств. миром.
В отличие от тхеравады в махаяне и особенно в ваджраяне концепции накопления заслуг
не придается столь большого значения; более важным
в них считается магич. практика, проникновение
в сокровен. сущность тантр
(см. Тантра). ведущие гораздо более быстрым путем
к достижению состояния просветления.
В. И. Корнев