школа тиб. буддизма; возникла в
11 в. на основе учения Атиши, изложенного
в трактате «Бодхипатха прадипа», при активной поддержке Бромтонпы, продолжателя дела Атиши. Последователи нового учения опирались
на тексты праджняпарамиты
и комментаторскую лит-ру к ним, а также на мантры. Отдавалось предпочтение наставлениям ламы — учителя,
т. к. именно его пояснения обеспечивали точность передачи смысла канонич. текста, в
к-рый ученик получает посвящение
от учителя. Школа К. характеризовалась строгой дисциплиной, безбрачием, отказом
от собственности, затворничеством; гл. опора на «друга добродетели» (шеньена).
Цель религ. практики — достижение ясного видения пустоты (шуньяты) путем очищения разума (ло)
от нравств. и интеллектуальных загрязнений.
Для проповеди верующим использовали фольклорные тексты,
в т. ч. и сказки. В 15 в. учение школы К. становится составной частью учения гелугпа.
Е. Д. Огнева