одна
из важн. систем будд. тантры, относящаяся
к разряду «ануттарайога»; текст, излагающий эту систему.
В Индии К. появляется лишь в
10 в. н. э.: согл. традиции, в
965 ее приносит Цилупа
из полулегендарной страны Шамбалы, где учение сохранялось
с того времени, когда оно было поведано Буддой царю Шамбалы Сучандре. К. — позднейшая
из общепринятых доктрин ваджраяны и, заметно отличаясь своей терминологией
и мифологией от других тантр класса «ануттарайога». несет отпечаток влияния небудд. филос.-религ. систем: вишнуизма, шиваизма, манихейства
и др. Особенно заметно влияние ислама: так. первым годом
в хронологич. системе К. считается год хиджры (ошибочно
624 вместо 622). Астрологич.
и астрономич. исчисления К., на
к-рых строился календарь 60-летних циклов, распространенный во мн. странах Азии, придали большую известность этому учению. Филос. новизна К. обнаруживается прежде всего
в том, что здесь
на уровне тантры доводятся
до логич. завершения монистич. тенденции махаяны, вводится концепция Адибудды — первоисточника бытия, персонифицируемого
в образе 24-рукого Калачакры
и его праджни, олицетворяющих слияние Времени
и Пустоты. Внутр. реализация тождества микро-
и макрокосма, понимаемая как «пробуждение» (бодхи), достигается
с помощью сложной психотехники, проводимой, как правило, по методу «шестичленной йоги». Осн. текст традиции К. —
Калачакра-мула-тантра считается утраченным. Важнейшим
из сохранившихся сокращенных версий считается
Калачакра-лагху-тантра-раджа, а наиб. ранний
и важный из комментариев, Вималапрабха, приписывается третьему (начиная
с Сучандры) царю Шамбалы — Пундарике.
А. А. Терентьев