Согласно тхераваде — любые моральные (кусала)
и аморальные (акусала) волевые намерения.
Если же действие совершено
не преднамеренно, то оно
не создает К. Следует отметить, что К. считается чрезвычайно сложным законом, характер проявления
к-рого полностью осознал только Будда.
В конструировании К. главная роль принадлежит мысли,
т. к. слова
и действия являются вторичными по отношению
к сознанию. Поэтому
в абхидхармич. (см. Абхидхарма) лит-ре тхеравадинов осн. внимание уделяется классификации сознания. Сознание подразделяется
на два вида: моральное
и аморальное, к-рые в свою очередь делятся на
12 типов аморального сознания и
17 типов морального сознания.
Эти 29 типов сознания называются К.,
т. к. их эффект проявляется автоматически, независимо
от внешних обстоятельств.
17 типов морального сознания складываются из
8 типов сознания, присущего чувственному миру,
5 типов сознания, характерного для мира форм,
4 типов сознания, характерного для мира без форм.
8 типов неземного сознания (локуттара)
не рассматриваются в качестве К., ибо они направлены
на искоренение ее.
В этих типах сознания доминирует фактор мудрости (праджня),
в то время как для мирского сознания характерно волевое желание (четаня). Однако все типы сознания обусловлены К.: первые
12 типов аморального сознания активно производят негативную К.;
17 последних типов улучшают позитивную сторону кармы,
к-рая содействует достижению просветления. Согл. закону зависимого происхождения, причиной появления К. является невежество или незнание сущности вещей
и явлений. Любые желания, порожденные «я», сконструированным
из скандх, производят К., воздаяние
к-рой проявляется как
в этой жизни, так и
в отдаленном будущем. Подтверждением такого проявления плодов К. служат рассказы
о перерождениях Будды
и его учеников. Напр., хотя Будда полностью уничтожил свою К.,
он умер в результате отравления пищей. Согл. будд. традиции, Будда знал все,
в т. ч. и то, что умрет, съев недоброкачественную пищу, однако он
не противился своей судьбе, или К., последнее действие
к-рой должно было проявиться
в его отравлении.
Его ученик — Маудгальяна, достигший просветления, был избит
до полусмерти разбойниками, что также объясняется кармическим воздаянием
за его прошлые, пусть весьма отдаленные
во времени, мысли
и дела, порожденные его ложным «я».
Все учения буддизма,
в том числе тхеравада, акцентируют внимание на
10 видах греховных действий и
10 видах деяний, ведущих
к хорошим последствиям.
К 10 темным деяниям, или
к темной дхарме (учению), тхеравада относит три физич. поступка: убийство, воровство, прелюбодеяние; четыре вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление словом, легкомысленная речь; три намерения, вызванные жадностью, недоброжелательством, невежеством. Кармические последствия убийства: краткость жизни, болезни, постоянное горе по поводу утраты или потери достигнутого, постоянный страх. Последствия воровства: нищета, несчастья, разочарования, постоянная зависимость
от житейских обстоятельств. Последствия прелюбодеяния: множество врагов, союз
с нежелательными женщинами
и мужчинами, возрождение
в качестве женщины или евнуха.
Ложь ведет к тому, что человек будет постоянно сквернословить, будет лишен доверия
и т. п. Клевета ведет
к утрате друзей. Оскорбление словом порождает неприятный голос, вызывающий отвращение
у других. Недоброжелательность порождает уродства, многочисленные болезни, отвратительный характер; жадность карается тем, что
в следующей жизни
не исполнится ни одно из желаний. 10 светлыми деяниями, приносящими заслуги, являются: великодушие, нравственные поступки, медитация, почтительность, услужливость, приписывание своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, слушание дхармы, распространение ее, следование правильному учению. Кармическое следствие великодушия — здоровье; нравственных поступков — рождение
в благородной семье; медитация открывает путь
в мир форм
и мир без форм, помогает постигнуть высшую истину
и достичь освобождения; почтительность принесет радость родителям; услуга обернется большой свитой; приписывание своей заслуги другому — гарантия изобилия
в будущей жизни; умение радоваться успеху других приведет
к собственной славе; слушание
и распространение дхармы порождает мудрость; следование правильному учению обеспечит постоянное счастье.
Как процесс формирования
и проявления К. нельзя представить без идеи непрерывной цепи перерождений живых существ, так
и идея перерождения оказывается несостоятельной без кармической концепции. Согласно учению тхеравады, действие закона зависимого происхождения распространяется
на все уровни, куда существа попадают
в зависимости от своей К. Ортодоксальность ранней тхеравады проявлялась
в чисто формальном истолковании всех канонизированных положений учений, комментариев
к ним, дисциплинарных правил,
т. е. в слепом отношении
к букве палийского канона
(см. Типитака). Религ. концепция этого направления базировалась
на представлениях о жизни Будды как
о непрерывной цепи перерождений,
на идее последоват. улучшения К. человеком,
к-рый следует предписаниям палийского канона
и ведет образ жизни, соответствующий срединному, или восьмеричному пути.
В процессе своего развития эти представления перешли
в идею накопления заслуг,
на основе к-рой формировались взаимоотношения между сангхой
и мирянами. В. И. Корнев