одна
из двух важн. практик
в дзэн-буддизме, помогающая достичь «пробуждения» (сатори). Первонач.
в кит. яз. этим термином обозначался офиц. документ
в судебной практике, но
с сер. 8 в. им стали обозначать истории
из жизни чаньских патриархов,
к-рые учитель предлагал ученику
в качестве интеллек. задачи.
Как правило, К. содержат элемент парадоксальности,
и решить его рац. способом невозможно.
Он должен полностью завладеть созначием ученика, вытеснив прочие мысли,
и тогда после предельного ментального напряжения наступает внезапный «прорыв»
и смысл К. становится понятным. Мн. К. считались нормативными
и передавались из поколения в поколение. Два наиб. знаменитых сборника К. были составлены в
11–13 вв.: «Умэньгуань» («Застава без ворот») и «Бияньлу» («Записки
у бирюзовой скалы»).
Эти сборники использовались и яп. наставниками. Направление
Риндзай-сю отдавало К. предпочтение перед сидячей медитацией: ученикам предлагалось решать поочередно один К.
за другим. Напротив,
в школе Сото-сю ученику предлагался лишь один К.
на всю жизнь,
а более важной считалась практика медитации.
А. М. Кабанов