региональная форма ламаизма, сложившаяся
на территории Тувы в
18–19 вв. Знакомство тувинцев
с буддизмом произошло в
13–14 вв., когда Тува входила
в состав Монг. империи. Самые ранние будд. храмы, обнаруженные археологами
на территории Тувы, датируются
13–14 вв. Во второй половине
18 в. после разгрома Джунгарского ханства, в
к-рое входила Тува, войсками правившей Китаем маньчж. династии Цин Тува попала
в подчинение Китаю.
В это же время
на территории Тувы начинают активную миссионерскую деятельность монг. ламы, представители школы гелугпа. Начиная с 60-х гг.
18 в. в Туве появляются первые стационарные ламаистские монастыри. Однако потребовалось еще сто лет, прежде чем Л. в Т. сформировался как самостоят. форма буддизма. Тув. монастыри (хурэ) имелись
в каждом хошуне (администр. единица),
с экономич. т. зр. они представляли собой крупные феод. хозяйства, владели скотом
и крепостными аратами, занимались торговлей. Л. в Т.
не имел своего религ. центра, хурэ административно подчинялись главе монг. церкви.
Тувинцы-ламаисты часто совершали паломничества
в монастыри Монголии. Структуру церк.
орг-ции Л. в Т. заимствовал
у монголов без особых изменений
(те же штатные должн. единицы,
те же монаш. степени
и звания). Ламаизм оказал значит. влияние
на традиц. культуру тувинцев: наложил отпечаток
на народные обряды жизнен. цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники,
на народную медицину, привел
к модернистским новшествам
в шаманизме, но
и сам испытал
на себе его сильное влияние. Особой популярностью в Л. в Т. пользовалась мистерия цам, известная всем странам ламаистского мира. Тиб. медицина с
ее трактатами получила
в Туве распространение
и признание; ламы-лекари почитались народом, хотя, как и
во всякой народной медицине, среди них имелись
и шарлатаны. В отличие от Тибета, Монголии,
Бурятии Л. в Т.
не знал культа перерожденцев.
К кон. 20-х гг.
20 в. в Туве насчитывалось
19 хурэ, ок.
3 тыс. лам.
К нач. 40-х гг. все хурэ были закрыты,
и лишь несколько
стариков-лам продолжали обслуживать ритуальные нужды населения.
С 1990 в Туве предпринимаются попытки возродить будд. общину.
Н. Л. Жуковская