В науч.
лит-ре в самостоят. национальную
и региональную форму Л. на А.
не выделяется, и для этого есть все основания:
на Алтае не было общины будд. монахов,
не было ни одного монастыря
и каких-либо внемонастырских будд. культовых сооружений (ступы, мани
и т. п.). Однако территория Алтая
и его население
в разные периоды истории находились
в полном или частичном подчинении
у соседних государств, где буддизм был офиц. или одной
из офиц. религий:
гос-ва киданей
(10–12 вв.), Монг. империи
(13–14 вв.), Джунгарского ханства
(17–18 вв.). Многовековые контакты
с народами, исповедовавшими буддизм, привели
к появлению нек-рого, хоть
и незначит. числа его элементов
в культуре алтайцев.
В местной мифологии это будд. персонажи: небесный писарь Шигы-минебурхан (Шакьямуни), богатырь Мангдышир (Манджушри), небесное божество Курбустан (Хормуста);
в эпосе — это Акбурхан (белый бог), оживляющий убитого главного героя;
в сказках — божеств. птица Канкереде (Гаруда)
и гора Сумер (Меру)
и др. Правосл. миссионеры, работавшие
на Алтае с
18 в., в своих донесениях отмечали, что
в кон. 19 в. активизировалась деятельность монг. лам
в ряде районов Алтая: приезжали
на время, проводили службы, развешивали иконы, агитировали принимать «желтую веру».
В нач. 20 в. на Алтае возникло местное националистич. движение
в религ. оболочке — бурханизм. Обряды его представляли собой смесь шаманства,
христ-ва и
в наименьшей степени ламаизма,
к-рый был представлен лишь некоторыми терминами,
в т. ч. словом «бурхан», осмыслявшимся
в данном движении как верховный
и единый бог.
Н. Л. Жуковская