одна
из наиб. известных
и популярных сутр махаяны. Написана ок. 125, автор неизвестен. Провозглашалась окончательным
и полным изложением учения Будды. Заняла цент. место
во многих махаянских школах, гл. обр. Китая
и Японии: в Индии почиталась
в школе «идентичности различных путей
к спасению» (экаяна), или саддхармапундарика;
в Китае —
в школе Тяньтай-цзун; в Японии —
Тэндай-сю, Нитирэн-сю и дзэн. Впервые переведена
на кит. язык
с санскр. в
5 в. Кумарадживой. Гл. цель Л. с. — обоснование единства трех названных Буддой путей
к спасению: пути ученичества
и обретения архатства (шравакаяна), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна)
и пути помощи другим
в достижении спасения (бодхисаттваяна).
Все три провозглашались,
в сущности, одним путем просветления (буддхаяна), так как оно является
их общей целью. Будда представлен
в сутре трансцендентным вечным существом, окруженным множеством мудрецов (архатов), богов, бодхисаттв
и др. фигур; здесь упоминается одно из «тел Будды» — «непроявленное тело закона» (дхармакая). Сказано, что религ. заслуги приобретаются проповедующими, повторяющими
и слушающими Лотосовую сутру,
к-рая есть
не просто изложение истины, но гл. объект поклонения. Кит. и ян. версии отличаются
от санскр. текста.
В них, в частности, содержится концепция
5 периодов в истории будд. учения, доктрина «троякой истины» Нагарджуны
и развитая космология, отсутствующие
в оригинале. Н. А. Канаева