первая филос. школа махаяны, возникновение
к-рой в Индии 2 в. связывается
с именем Нагарджуны,
с созданием комментариев
к праджняпарамитским и др. сутрам,
с сочинением полемич., идеологич., гимнософич.
и пр. ее текстов. В 6 в. М. разделилась
на прасангхику и сватантрику; в
8 в. из последней образовались саутрантика-сватантрика
и йогачара-сватантрика. В Китае М. под названием
Саньлунь-цзун («школа трех трактатов») была установлена Кумарадживой
в нач. 5 в. и играла значит. роль
в кит. буддизме до
7–8 вв. В 8 в.
в Тибете мадхьямики Шантаракшита
и Камалашила активно участвовали
в становлении буддизма
и монастырского образования.
С тех пор среди тибетцев М. — основополагающее духовное учение,
к-рому они посвятили огромную
лит-ру и о
к-ром продолжают писать
и сегодня крупнейшие иерархи тиб. школ,
в том числе последний
Далай-лама. Филос. истолкование махаянского пути в М. было попыткой избегать крайностей утверждения
и отрицания, что демонстрировалось знаменитой тетралемой
(чатух-коти): А есть Б, А
не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни
не-А, ни
не-Б, все посылки
к-рой не годятся для поисков конечной религ. истины, являющейся невыразимой.
Ее постижение возможно лишь
в долгом духовном совершенствовании сострадания
и мудрости, накоплении нравств. заслуг
и глубоких знаний, длящемся
не одно рождение. Однако сам этот процесс «созревания
к просветлению» протекает
в окружающей нас действительности (прежде всего внутренней). Она, конечно, иллюзорна (майя), пуста (Шунья)
и полностью лишена к.-л. независимой сущности
(них-свабхава) с т. зр. высшей истины (парамартха-сатья), тем
не менее именно
в этом взаимообусловленном мире относительных истин происходит обретение двух (позднее — четырех) «тел Будды» — уровней возможного отождествления адепта
с абсолютом, т. е. происходит самоотрицание мирского посредством особых практик
в поведении, речи, сознании,
к-рым учат мадхьямики. Среднюю филос. позицию М. занимала и
в вопросах причинности, происхождения дхарма-элементов: они
не вечны, лишены к.-л. постоянных качеств и
в то же время они
не исчезают бесследно
и навсегда. Положение раннего буддизма
об отсутствии самостоятельной природы
у индивидов М. распространила и
на дхармы. Детальное развитие в М. получили также критика взглядов оппонентов (прежде всего указанием
на логич. недостоверность
их аргументов и сведением последних
к абсурду), учения
о двух истинах, пустотности, «телах Будды», срединном пути освобождения
и др. Исследователи нередко указывают
на существенное влияние философии М.
на формирование индуистской школы
адвайта-веданты — влиятельнейшей
в Индии с раннего средневековья
до наших дней.
В. П. Андросов