одна
из осн. школ раннего буддизма.
Ее последователи поддержали «пять положений
о несовершенстве архата», провозглашенных монахом Махадевой
на сангити в Паталипутре в период правления царей Махападмы
и Нанды (340 до н. э.)
и окончательно отделились
от стхавиравады. Патриархом своей школы махасангхики провозгласили брахмана Кашьяпу. Сакральными символами были избраны морская раковина
и драгоценность, цвет — желтый. Монаш. одеяние махасангхиков состояло из
23–27 окаймлений и драпировалась подобно платью инд. женщин. Канон махасангхиков включал пять разделов:
Виная-питака, Сутра-питака, Абхидхарма-питака,
Самьюкта-питака и Дхарма-питака. Из них махасангхики
с наибольшей тщательностью изучали сутры
и развивали их «истинные принципы».
В центре концепции школы
М.— «пять пунктов Махадевы», трансцендентность природы Будды
и идеал бодхисаттвы.
В отличие от эгоцентрич. идеала архата, защищаемого стхавиравадинами, альтруистич. идеал бодхисаттвы, предложенный махасангхиками, открывал возможность спасения
не только для монахов, но
и для каждого верующего.
Эта доктрина нашла широкую поддержку среди разл. слоев населения как
в самой Индии, так и за
ее пределами. Первые монастыри этой школы появились
в окрестностях Матхуры в
1 в. до н.э.; во
2 в. н.э. последователи М. обосновались
на территории совр. Афганистана.
В 3 в. н.э. монастыри махасангхики возводятся
в Нагарджуниконде и Амаравати. Школа просуществовала
до конца периода правления династии Пала (10 в. н. э.). Особым влиянием
и авторитетом М. пользовалась
в Китае и Цент. Азии.
Л. Р. Фурцева