направление
в буддизме, иногда называемое «сев. буддизмом». Именно этот вариант будд. учения распространился
в Тибет, Монголию, Китай, Корею
и Японию. М. выросла
из раннего буддизма. Между этими двумя направлениями четкой разграничительной линии никогда
не существовало. Учение раннего буддизма содержало все осн. концепции,
к-рые затем развивались
М. От хинаяны М. отличается большей религиозностью, обращенной скорее
к интеллекту, чем
к сердцу и интуиции. В позднем буддизме происходит усложнение культовых элементов
и углубление доктринальной части учения,
к-рое стараются представить
в разл. формах, рассчитанных
на все уровни сознания
и все степени духовного совершенства.
Для достижения спасения уже
не обязательно вступать
в сангху, да
и сангха теперь больше напоминает корпус учителей, чем собрание монахов. Высшая реальность стала пониматься как скрываемая эмпирической, феноменальной реальностью. Целью тхеравады было достижение личного спасения, цель М. — достижение состояния бодхисаттвы, отказ
от личного спасения ради того, чтобы помочь др. живым существам
и привести их
к освобождению. Закон кармы
не столь всемогущ. Активным началом выступает
не воля индивида,
а помощь бодхисаттв. Новое истолкование получает концепция Будды: реальный Шакьямуни —
не более чем воплощение сверхъестеств. извечного мирового принципа, орудие этого принципа. Число будд бесконечно,
но существует их внутр. единство
(см. Трикая). Махаянисты создали будд. пантеон бодхисаттв.
Н. А. Канаева