внутр. сосредоточение сознания
на опред. идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответств. объекта
и ведущее к успокоению, внутр. гармонии
и предполагаемому прорыву
на новый уровень понимания сущности бытия. Прорыв
на уровень абсол. понимания именуется
в инд. практике самадхи, в яп. — сатори и по сути близок
к приближению к нирване. Согласно учению тхеравады,
с помощью М.
как бы просматриваются психологич. состояния любых существ, действий, явлений, психич.
и моральные факторы, описанные
в канонич. текстах,
к-рые являются по существу компедиумом поступков людей и
их мотиваций. Видение может быть истинным или ложным.
Если увиденное медитатором соответствует содержанию канонич. текстов, то видение истинное, если нет, то ложное, порожденное невежеством, заблуждениями медитатора. Поэтому авторы абхидхармич. трактатов,
к-рые создаются
в процессе М., обязательно строго логически увязывают увиденные картины
и образы с высказываниями Будды или его учеников. Осн. цель М. — освоить увиденное или воображаемое настолько, чтобы стать целителем,
т. е. человеком, способным безошибочно установить диагноз любой болезни,
ее причины и способы лечения, —
в этом же суть просветления, достигаемого
с помощью М. М. служит достижению 1) практич, цели (хиляр), 2) исчерпывающего познания (праджня), 3) конечной цели — просветления (бодхи)
и нирваны. Считается, что
в процессе М. развиваются
5 достоинств: вера
в истинность учения Будды (саддха); энергия, вызванная решимостью следовать учению Будды (вирия): стремление быть истинным
во всем (сати): желание предаваться созерцанию
и размышлениям (самадхи
и випассана), мудрость (праджня).
В. И. Корнев