явление
в истории науч. мысли Тибета, тесным образом связанное
со всем комплексом знаний, включаемых
в систему 10 наук и разработанных собственно тиб. ориг. культурой. Теоретич. база М. т. восходит
к текстам тантры
и абхидхармы. Ее основу составляет учение
о трех ньепа, или «виновниках», — лунг (ветер), три (желчь), бадкан («слизь»).
Эти три виновника функционируют по законам ца, или «пульсации». Тиб. медики определяют жизнь как «пульсацию»,
а здоровье и болезни, по
их мнению, зависят от «пульсирующих» сущностей — «ветра», «желчи», «слизи». Формирование теоретич. основ М. т. относится
к периоду распространения буддизма
на территории Тибета (5 в.)
и связывается преимуществ,
с переводами с санскрита и, видимо,
с кит. Осн. Текст — «Чжудши» («Четыре основы») строится
на соч. инд. авторов
Вабхати-младшего и Чандрананды, а
в плане теоретич. осмысления восходит (как
и др. тиб. медицинские сочинения)
к текстам тантры
и абхидхармы. Его части: «Ца-чжуд» («Дефиниция, или определение медицины»),
«Шед-чжуд» («Теоретическая медицина»),
«Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина»),
«Чи-чжуд» («Фармацея», или, точнее, «Инструментарий медицины»).
Их совокупность составляет предмет М. т. Дальн.
ее развитие связано
с семьей знаменитых тиб. медиков,
в частн., с именем Ютогба
Йондан-гомбо младшего (1112-1209).
Он является автором «Восемнадцатичленного» комментария на «Чжудши».
В своем трактате
он самостоят. разрабатывает диагностику болезней, описывая пульсацию по
11 пунктам, разрабатывает учение
о применении ртути как лечебного препарата и
ее обезвреживании. Огромный вклад
в развитие М. т. внес Десрид Санчжай Джамцхо (1653-1705), регент Тибета
и ученый-энциклопедист. Он является автором труда «Лхантхаб» («Руководства по терапии») как дополнения к 3-й части «Чжудши» и
«Вайдурья-онбо» (комментария к «Чжудши»).
К числу уникальных памятников науки
и культуры Тибета
и стран Цент.
Азии относится "Атлас иллюстраций трактата
«Вайдурья-онбо», более известный как «Атлас тибетской медицины».
Этот комплект таблиц на
77 листах иллюстрирует все разделы «Чжудши» и
«Вайдурья-онбо». Кармапа Данзанпхунцхог
из Дерге в
1723 составляет «Шелтренг» — знаменитый трактат-руководство по фармакогнозии М. т. Учение
о лекарствах подразделяется на
4 самостоят. дисциплины: вкус лекарств,
их усвоение организмом,
их действие, принцип
их приготовления. В Европе первые сведения о М. т. появились благодаря венгерскому ученому-тибетологу
А. Чома де Керёши.
В России ее изучением до революции занимались
Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и др. Благодаря Бадмаеву в
1875 в Петербурге открываются клиника
и амбулатория М. т. Интерес к М. т. практически
не угасал. Ее изучением занимались
Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е. В наст. вр. изучением М. т. и
ее лекарственных средств занимаются в
Ин-те лекарственных растений (Москва), Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом
ин-те; с кон. 60-х гг. начато изучение источников М. т.
в Бур. филиале Сиботделения РАН.
Е. Д. Огнева