Учение буддизма
в течение мн. веков существовало только
в устной форме, что потребовало выработки мнемотехники для изустной передачи будд. поучений без искажения
от поколения к поколению. Как свидетельствует палийская традиция,
в тхераваде существовало строгое разделение
на знатоков (бханаков)
Дигха-никаи, Маджхима-никаи, Самьютта-никаи, Ангуттара-никаи, Дхаммапады
и т. д. Кроме того, имелись признанные автооитеты по
Виная-питаке, Сутта-нипате, Абхидхарме
(см. Типитака). Знание одного
из разделов питаки рассматривалось как постижение одной
из ступеней восьмеричного пути, знание 4-х никай — как постижение 4-х истин, знание 3-х питак — как просветление. Т. к. уровень знания свящ. текстов —
не книжное знание,
а свидетельство уровня приближения
к нирване, иначе говоря, показатель духовного статуса, то существовала ритуальная иерархия и
в диспутах. Диспуты проводились
не столько для утверждения или опровержения того или иного толкования фактов
из жизни Будды
и его учеников, того или иного аспекта учения, а гл. обр. для занятия высокого места
в духовной иерархии, утверждения своего религ. авторитета среди членов сангхи. Составной частью будд. мнемосистемы было
и то, что изложение каждой никаи приписывалось одному из гл. учеников Будды
(Виная-питака — Упали
и Махакассапе, Дигха-никая — Ананде.
Маджхима-никая — Сарипутте,
Самьютта-никая — Махакассапе, Ангуттара-никая — Ануруддхе,
Кхуддака-никая — разл. ученикам Будды
и более поздним комментаторам,
Абхидхарма-питака — Сарипутте).
Тем самым оправдывалось различие стилей
и методов изложения каждого раздела канона. Устная традиция существовала
на языке пали. Впервые часть поучений была зафиксирована
в письме на Шри-Ланке др.-сингальским алфавитом. Полностью канон был записан в
1 в. н.э.
на Шри-Ланке алфавитом деванагари (пали), затем транслитерирован
в сингал., монском, бирм., тайском алфавитах,
а нек-рые тексты канона переведены
на вышеназванные языки. Общий объем канона, включая комментарии, ок.
25 тыс. печатных страниц, что примерно в
20 раз превышает объем Библии или Корана.
В. И. Корнев